ИЗОБРЕТЕНИЕ
Патент Российской Федерации RU2033818

СПОСОБ НАПРАВЛЕННОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

СПОСОБ НАПРАВЛЕННОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Имя изобретателя: Гаврилин Евгений Владимирович, Мирошник Ирина Макаровна
Имя патентообладателя: Гаврилин Евгений Владимирович, Мирошник Ирина Макаровна
Адрес для переписки: 
Дата начала действия патента: 30.07.1993

Изобретение относится к медицине, а именно к профилактике и лечению заболеваний, связанных с изменениями психоэмоционального состояния человека. Способ заключается в предъявлении человеку аудиовизуальных и музыкальных композиций, обеспечивающих возможность перевода человека в требуемое психоэмоциональное состояние. Для этого отбирают музыкальные композиции, содержащие не менее одного периода и обладающие относительно неизменными в рамках данной композиции темпом, метроритмом и ладотональностью, классификацию музыкальных композиций производят методом экспертных оценок эмоциональных переживаний, возникающих в результате прослушивания, для чего используют психодиагностические тесты, предназначенные для оценки параметров психоэмоционального состояния, а требуемое психоэмоциональное состояние пациента и соответствующую ему музыкальную композицию выбирают по значениям их параметров, оцениваемых с помощью тех же тестов.

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Изобретение относится к профилактике и лечению заболеваний, связанных с изменениями психоэмоционального состояния человека (психоэмоциональной дезадаптацией), в частности, депрессии, стресса и т.д. а также для повышения работоспособности.

Известен способ регуляции психоэмоционального состояния человека, включающий предъявление человеку цветомузыкальных композиций, предназначенных для повышения работоспособности [1] Этот способ может быть использован для незначительного повышения общего тонуса человека. Эффективность его применения не высока.

Наиболее близким к заявленному способу является способ направленной регуляции психоэмоционального состояния человека путем отбора и классификации разнохарактерных музыкальных композиций по эмоциональной окраске и предъявление их пациенту в соответствии с требуемым эмоциональным настроением [2]

Использование данного способа обеспечивает более эффективное воздействие на психоэмоциональное состояние за счет придания этому воздействию более четкой направленности путем предварительной классификации отобранных музыкальных композиций.

Однако, эта классификация является только качественной, а потому недостаточно дифференцированной, что снижает эффективность воздействия.

Технический эффект настоящего изобретения повышение эффективности воздействия на психоэмоциональное состояние человека.

Технический эффект достигается тем, что в способе направленной регуляции психоэмоционального состояния человека, включающем отбор и классификацию разнохарактерных музыкальных композиций по эмоциональной окраске, и предъявление их пациенту в соответствии с требуемым психоэмоциональным состоянием, отбирают музыкальные композиции, каждая из которых моделирует с помощью различных музыкальных средств художественной выразительности определенное, ярко выраженное и относительно неизменное в рамках данной композиции эмоциональное состояние, классификацию музыкальных композиций производят методом экспертных оценок эмоциональных состояний, возникающих в результате прослушивания музыкальных композиций, для чего используют психодиагностические тексты, предназначенные для самооценки параметров психоэмоционального состояния, и предъявляют пациенту музыкальную композицию, экспертная оценка которой с помощью данных тестов по своим параметрам соответствует требуемому психоэмоциональному состоянию.

Способ осуществляют следующим образом

Производят отбор музыкальных композиций (целых произведений или их фрагментов), каждая из которых моделирует с помощью средств художественной выразительности (ладотональность, темп, метроритм и т.д. [3]) определенное, ярко выраженное и относительно неизменное эмоциональное состояние. При этом не рекомендуется отбирать музыкальные композиции, моделирующие сложную динамику эмоциональных переживаний (резкую смену настроений, борьбу противоречивых тенденций в психоэмоциональном состоянии и т.д.).

Каждая музыкальная композиция должна иметь ярко выраженную и четко определенную эмоциональную окраску. Музыкальные композиции должны быть разнохарактерными и в совокупности охватывать максимально широкий диапазон изменения средств художественной выразительности. Число музыкальных композиций не ограничивается.

При отборе можно использовать тот факт, что музыкальные композиции, моделирующие различные психоэмоциональные состояния, как правило различаются по объективным характеристикам средств художественной выразительности [3] Так музыкальные композиции, соответствующие состоянию депрессии, имеют минорную тональность и темп ниже среднего. Музыкальные композиции, соответствующие состоянию повышенной тревожности, также имеют минорную тональность, но темп выше среднего. Напротив, музыкальные композиции, имеющие мажорную тональность и темп ниже среднего, как правило, моделируют состояние приятной успокаивающей релаксации, а имеющие мажорную тональность и темп выше среднего, состояние повышенной активности и энергетичности (психической мобилизации).

Таким образом, варьируя в широких пределах значения указанных объективных характеристик (музыкальных средств художественной выразительности), отбирают музыкальные композиции, охватывающие в совокупности широкий спектр возможных психоэмоциональных состояний человека.

Далее отобранные музыкальные композиции классифицируются группой экспертов с помощью психодиагностических текстов, предназначенных для самооценки психоэмоционального состояния.

Для этого могут быть применены следующие тесты: восьмицветовой тест Люшера [4, 5] тест "Супос-8" [6, 7] тест "САН" [8] методика Изарда [9] методика А.Уэссмана и Д.Рикса [10] и т.д.

Каждому эксперту независимо от других экспертов предлагается последовательно прослушать отобранные музыкальные композиции. В процессе прослушивания перед экспертом ставится задача оценить эмоциональное переживание (состояние), вызванное каждой музыкальной композицией. Для этого в процессе прослушивания экспертам предлагается одна или несколько психодиагностических методик, предназначенных для самооценки психоэмоционального состояния, которые в данном случае применяются для оценки параметров психоэмоциональных состояний, возникающих в результате прослушивания музыкальных композиций.

Так, например, при использовании теста "Супос-8" по его известному назначению, т. е. для самооценки психоэмоционального состояния, в результате обработки тестовых данных определяется выраженность в едином акте психической деятельности следующих компонентов (параметров психоэмоционального состояния):

Р1 психическое спокойствие (благополучие), Р2 ощущение силы и энергии, Р3 стремление к действию (активность), Р4 импульсная реактивность, Р5 психическое беспокойство, Р6 страх, опасения (тревожное ожидание), Р7 подавленность, депрессия, Р8 удрученность.

Компоненты Р1-Р4 мобилизующие, компоненты Р5-Р8 демобилизующие. Процедура методики сводится к заполнению стандартизированной анкеты, содержащей 72 прилагательных. Испытуемому предлагается оценить в баллах степень выраженности каждой характеристики на момент обследования (подходящий балл надо отметить крестиком).

В отличие от известного использования теста "Супос-8", в процессе классификации музыкальных композиций эксперты прослушивают каждую музыкальную композицию, воспроизводимую в циклической процедуре, и устанавливают степень соответствия каждой из 72 характеристик прилагательных психоэмоциональному состоянию, возникшему в результате прослушивания.

Затем, в соответствии с процедурой обработки данных теста "Супос-8", полученные бальные оценки объединяются в восемь групп. Каждая группа включает девять прилагательных, описывающих в совокупности один из указанных выше параметров (компонентов). Числовые значения внутри каждой группы усредняются и нормируются. В результате степень выраженности каждого из восьми параметров психоэмоционального состояния, моделируемого данной музыкальной композицией, представляется действительным числом в интервале от 0 до 1.

Для повышения достоверности полученных данных процедура классификации должна проводиться несколькими экспертами с последующим усреднением экспертным оценок по каждой музыкальной композиции и возможным исключением тех музыкальных композиций, экспертные оценки которых обладают низкой степенью согласованности.

При использовании восьмицветного теста Люшера для определения параметров психоэмоционального состояния человека испытуемому предлагается проранжировать по степени предпочтения предложенные цветные карточки-стимулы. В процедуре интерпретации учитывается позиция каждого цвета в ряду и взаиморасположение цветов.

В отличие от стандартного применения 8-цветового теста Люшера в процедуре классификации эксперты устанавливают степень соответствия прослушенных музыкальных композиций параметрам психоэмоционального состояния человека, выраженным в последовательности предпочтений предложенных цветовых стимулов-карточек [11]

В процессе прослушивания музыкальной композиции, воспроизводимой в циклической процедуре, эксперту предъявляется набор из восьми цветных карточек-стимулов. Эксперт отбирает карточку, цвет которой, по его мнению, наиболее соответствует эмоциональному переживанию, возникшему в результате этого прослушивания. После чего отобранная карточка убирается. Затем процедура повторяется на оставшихся карточках, и так до тех пор, пока не останется последняя карточка.

Последовательность выбора цветов кодируется и представляется восьмикомпонентным вектором.

Таким образом, в результате процедуры классификации каждой музыкальной композиции ставится в соответствие набор числовых значений параметров психоэмоционального состояния, оцененных, например, по тесту "Супос-8", тесту Люшера и другим тестам.

Данные, представленные группой экспертов, усредняются и сводятся в удобную для пользования таблицу. Эта таблица содержит наименования отобранных музыкальных композиций и соответствующие им значения числовых параметров, полученных в процедуре классификации и описывающих широкий диапазон возможных психоэмоциональных состояний человека.

В зависимости от целей проводимой терапии по таблице выбираются параметры требуемого психоэмоционального состояния и наименование соответствующей музыкальной композиции, которая затем предъявляется пациенту и с помощью звуковоспроизводящей аппаратуры. Тем самым осуществляется направленная регуляция психоэмоционального состояния пациента.

Эффективность направленной регуляции психоэмоционального состояния может быть повышена, если при назначении музыкальных композиций учесть актуальное состояние пациента. Для этого пациенту предлагается провести самооценку психоэмоционального состояния на момент обследования с помощью тех же психодиагностических тестов (в полном составе или частично), которые применялись для классификации музыкальных композиций.

Используя полученные значения параметров психоэмоционального состояния пациента, по таблице выбирают музыкальную композицию, наиболее близкую по этим же параметрам к диагностированному состоянию. Мерой близости может служить линейная, квадратичная или другая метрика более высокого порядка, заданная в пространстве возможных значений параметров психоэмоционального состояния, полученных в результате психодиагностики [12]

Выбранная музыкальная композиция предъявляется пациенту.

Затем по таблице выбираются параметры требуемого состояния и соответствующая музыкальная композиция также предъявляется пациенту. При необходимости процедура циклически повторяется.

Эффективность описанной процедуры повышается, если направленная регуляция осуществляется дискретными шагами, на каждом из которых воспроизводится музыкальная композиция, табличные значения параметров которой последовательно приближаются от исходного психоэмоционального состояния пациента к требуемому состоянию.

Эффективность направленной регуляции значительно повышается, если для воздействия на психоэмоциональное состояние человека применяются аудио-визуальные композиции, моделирующие общезначимые зрительно-слуховые синестезии, возникающие у человека в процессе прослушивания музыкальных композиций. Для достижения этой цели в процессе направленной регуляции пациенту одновременно предъявляют музыкальную композицию и соответствующий ей по эмоциональному характеру цветовой стимул, выбранный группой экспертов по принципу звуко-цветового симультанирования [11]

В соответствии с указанным принципом предъявленный симультанно с музыкальной композицией цветовой образ-стимул выступает как "катализатор" эмоциональной активности восприятия и значительно повышает суггестивность воздействия на психоэмоциональное состояние человека.

Выбор цветовых стимулов, предъявляемых реципиенту, фактически осуществляется по процедуре, аналогичной экспертной оценке музыкальных композиций с помощью теста Люшера. При этом исходный набор цветовых стимулов может отличаться от рекомендованного в восьмицветовом тесте Люшера. В результате отбирается 3-4 наиболее предпочтительных цвета, которыми должен быть окрашен зрительный образ (абстрактное сочетание цветов или живописное художественное произведение), предъявляемый симультанно с соответствующей музыкальной композицией.

Дополнительный суггестивный эффект достигается введением динамического зрительного образа, параметры которого (форма, размер, оттенки и насыщенность цветовой окраски, скорость движения и трансформации образа) изменяются симультанно с воспроизводимой в процессе направленной регуляции музыкальной композицией.

Фактически такой динамический зрительный образ моделирует именения звукового образа в реальном масштабе времени. При этом скорость движения и/или трансформации зрительного образа пропорциональна темпу музыкальной композиции. Для моделирования ритмической структуры музыкальной композиции в момент прерывания звука (микропаузы между последовательным воспроизведением двух "соседних" звуков или паузы между ними) скорость движения зрительного образа на экране равна нулю. Образ как бы замирает в момент прекращения звука или ритмично движется (изменяется) в такт музыке.

Дополнительный суггестивный эффект может быть получен путем изменения цветовой насыщенности (например, светло-красный, красный, темно-красный и т. д.) при одновременном изменении высоты звука. Изменение громкости звука может моделируется изменением яркости зрительного образа (громче ярче).

Способ направленной регуляции психоэмоционального состояния с помощью аудио-визуальных композиций может быть реализован с применением мультипликации, компьютерных технологий или аппаратно.

В целом предложенный способ направленной регуляции психоэмоционального состояния человека реализован в Автоматизированной системе управления психоэмоциональным состоянием человека "ТОНИКА".

Система "ТОНИКА" представляет собой программно-технический комплекс, реализованный на базе персональной ЭВМ IBM PC/AТ и предназначенный для индивидуального контроля и коррекции психоэмоционального состояния человека. Система успешно прошла апробацию в сомато-психиатрическом отделении НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского.

Примеры реализации способа

В психотерапевтической практике часто встречаются случаи, когда в результате психоэмоциональной дезадаптации у пациента наблюдаются выраженные аффективные нарушения, которые могут проявляться в форме глубокой депрессии или высокой тревожности.

В этих случаях можно эффективно применять предложенный способ направленной регуляции психоэмоционального состояния. Причем, если в психоэмоциональном состоянии пациента преобладают депрессивные компоненты, рекомендуется регуляция состояния в направлении психической мобилизации, т.е. последовательный перевод в состояние, характеризующееся высокой энергичностью, активностью, уверенностью в своих силах и т.д.

В случае преобладания компонентов тревожного аффекта целесообразным является постепенный перевод пациента в состояние приятной успокаивающей релаксации, которое характеризуется низким уровнем беспокойства и тревожности при среднем уровне энергетичности и низком уровне психической активности.

Пример 1. Больной Бук-ий был продиагностирован с использованием теста "Супос-8". В результате диагностики установлены следующие значения восьми описанных выше компонентов-параметров исходного психоэмоционального состояния: Р1 0,10; Р2 0,12; Р3 0,07; Р4 0,03; Р5 0,25; Р6 0,3; Р7 0,6; Р8 0,61.

Данное состояние характеризуется выраженным преобладанием параметров депрессивного аффекта. Психотерапевт рекомендовал регуляцию психоэмоционального состояния пациента в направлении "мобилизации". В соответствии с предложенным способом из таблицы параметров музыкальных композиций, составленной по результатам экспертных оценок, были выбраны следующие музыкальные композиции.

Музыкальная композиция, соответствующая исходному состоянию пациента, со значениями параметров: Р1 0,22; Р2 0,19; Р3 0,11; Р4 0,03; Р5 0,28; Р6 0,35; Р7 0,58; Р8 0,61.

Промежуточная музыкальная композиция со значениями параметров: Р1 0,61; Р2 0,64; Р3 0,22; Р4 0,11; Р5 0,17; Р6 0,06; Р7 0,08; Р8 0.

Конечная музыкальная композиция, значения параметров которой соответствуют требуемому состоянию мобилизации: Р1 0,75; Р2 0,81; Р3 0,53; Р4 0,14; Р5 0,17; Р6 0,06; Р7 0; Р8 0.

Отобранные музыкальные композиции были предъявлены пациенту последовательно. Каждая музыкальная композиция повторялась два раза. Весь цикл был повторен дважды.

Диагностика психоэмоционального состояния пациента после завершения сеанса с помощью того же теста показали следующие результаты: Р10,6; Р2 0,71; Р3 0,45; Р4 0,15; Р5 0,16; Р6 0,1; Р7 0,17; Р8 0,18, что свидетельствует о значительном изменении психоэмоционального состояния пациента в заданном направлении.

Пример 2. Больной Аз-ов был продиагностирован с использованием восьмицветового теста Люшера. В результате установлена следующая последовательность цветовых предпочтений: 11 фиолетовый; 12 красный; 13 синий; 14 коричневый, 15 желтый; 16 черный; 17 зеленый; 18 серый.

Данное состояние характеризуется значительным отклонением от аутогенной нормы в направлении тревожного эффекта. Психотерапевт рекомендовал регуляцию психоэмоционального состояния в направлении "релаксации". В соответствии с предложенным способом из таблицы параметров музыкальных композиций, составленной по результатам экспертным оценок (см. приложение 3), были выбраны следующие музыкальные композиции.

Музыкальная композиция, соответствующая исходному состоянию пациента, со значениями параметров по тесту Люшера: 11 фиолетовый; 12 красный; 13 синий; 14 коричневый; 15 желтый; 16 черный; 17 зеленый; 18 серый.

Промежуточная музыкальная композиция со значениями параметров по тесту Люшера: 11 синий; 12 серый; 13 фиолетовый; 14 красный; 15 зеленый; 16 коричневый; 17 черный; 18 желтый.

Конечная музыкальная композиция со значениями параметров, соответствующих требуемому состоянию: 11 желтый; 12 зеленый; 13 синий; 14 красный; 15 фиолетовый; 16 коричневый; 17 серый; 18 черный.

Отобранные музыкальные композиции были предъявлены пациенту последовательно. Каждая музыкальная композиция повторялась два раза. Весь цикл был повторен дважды.

Диагностика психоэмоционального состояния пациента после завершения сеанса с помощью того же теста показала следующие результаты: 11 зеленый; 12 желтый; 13 красный; 14 синий; 15 фиолетовый; 16 коричневый; 17 серый; 18 черный, что свидетельствует о значительном изменении психоэмоционального состояния пациента в заданном направлении.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

1. СПОСОБ НАПРАВЛЕННОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА, включающий отбор и классификацию разнохарактерных музакальных композиций по эмоциональной окраске, и предъявление их пациенту в соответствии с требуемым психоэмоциональным состоянием, отличающийся тем, что отбирают музыкальные композиции, каждая из которых моделирует с помощью различных музыкальных средств художественной выразительности определенное, ярко выраженное и относительно неизмененное в рамках данной композиции эмоциональное состояние, классификацию музыкальных композиций производят методом экспертных оценок эмоциональных состояний, возникающих в результате прослушивания музыкальных композиций, для чего используют психодиагностические тесты, предназначенные для самооценки параметров психоэмоционального состояния, и предъявляют пациенту музыкальную композицию, экспериментальная оценка которой с помощью данных тестов по своим параметрам соответствует требуемому психоэмоциональному состоянию.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что перед предъявлением человеку музыкальной композиции с параметрами, значения которых соответствует требуемому психоэмоциональному состоянию, определяют значения тех же параметров его психоэмоционального состояния с помощью тех же тестов и предъявляют ему музыкальную композицию с параметрами, значения которых соответствуют исходному психоэмоциональному состоянию человека.

3. Способ по п.2, отличающийся тем, что между предъявлениями человеку музыкальных композиций с параметрами, значения которых соответствуют его исходному и требуемому состоянию, человеку предъявляют одну или несколько музыкальных композиций с промежуточными значениями параметров.

4. Способ по пп.1 3, отличающийся тем, что одновременно с музыкальной композицией человеку предъявляют визуальный образ, цветовая окраска которого выбрана по принципу звукоцветового симультанирования, при этом в окраске визуального образа в большей степени предствалены цвета, соответствующие эмоциональному характеру данной музыкальной композиции.

5. Способ по пп.1 4, отличающийся тем, что одновременно с музыкальной композицией человеку предъявляют визуальный динамический образ, скорость движения и/или трансформации которого пропорциональна темпу музыкальной композиции во время ее звучания и равна нулю во время прерывания звука.

6. Способ по пп.4 5, отличающийся тем, что человеку предъявляют визуальный динамический образ, скорость изменения цветовой насыщенности которого или его части пропорциональна темпу музыкальной композиции во время ее звучания и равна нулю во время прерывания звука, при этом более высоким звукам соответствуют менее насыщенные цвета.

7. Способ по пп.4 6, отличающийся тем, что человеку предъявляют визуальный динамический образ, яркость которого или его части пропорциональна громкости звука.

Версия для печати


вверх