СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ

 СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ   


(19) RU (11) 2099096 (13) C1

(51) 6 A61M21/00, A61H39/08 

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
Статус: по данным на 18.07.2007 - действует 

--------------------------------------------------------------------------------

(14) Дата публикации: 1997.12.20 
(21) Регистрационный номер заявки: 97106416/14 
(22) Дата подачи заявки: 1997.04.28 
(45) Опубликовано: 1997.12.20 
(56) Аналоги изобретения: 1. Семенов С.П. Акупунктурное программирование, СПб, Вата, 1996, с.19 - 25. 2. RU, авторское свидетельство 2033818, кл. A 61 M 21/00, 1995. 3. US, авторское свидетельство 149321, кл. A 61 M 21/00, 1992. 
(71) Имя заявителя: Семенов Сергей Петрович 
(72) Имя изобретателя: Семенов Сергей Петрович 
(73) Имя патентообладателя: Семенов Сергей Петрович 

(54) СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ 

Изобретение относится к медицине, а именно к способам лечения различных нервно-психических и психосоматических заболеваний, в происхождении которых патогенная мотивация является основным фактором. Способ позволяет повысить терапевтическую эффективность лечения заболеваний. Для этого проводят сеанс психотерапевтического воздействия, состоящего из трех частей. В первой части ликвидируют анозогнозию с помощью проведения инсценированного спектакля. Обязательным элементом спектакля являются две линии - темная и светлая. Темная линия содержит информацию о проявлениях болезни, а светлая - трактует необходимые действия и рекомендации по оздоровлению. Темную линию реализуют на фоне красной, и/или синей, и/или напоминающей лунный свет подсветки и музыки минорного и/или устрашающего содержания. При этом речевое воздействие осуществляют низким голосом с устрашающей интонацией. Светлую линию реализуют на фоне белой и/или нежно-розовой подсветки и возвышенной музыки. Речевое воздействие при этом осуществляют в эмоционально теплом стиле. Во второй части сеанса психотерапевтическую информацию первой части сеанса предъявляют в форме императивного внушения. Третью часть - проводят не позднее, чем через три часа после окончания второй части. Требуемое психоэмоциональное состояние формируют методом иглотерапии. Сразу после введения игл пациенту надевают наушники, через которые осуществляют суггестивное воздействие. 


ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ



Изобретение относится к медицине, а именно к способам лечения различных нервно-психических и психосоматических заболеваний, в происхождении которых патогенная мотивация является основным фактором. К ним могут быть отнесены неврозы, болезни наркологического профиля (алкоголизм, табакокурение, нарко- и токсикомания).

Значение психологических факторов в генезе многих распространенных нервно-психических заболеваний, заболеваний наркологического профиля и внутренних органов многократно доказано. Люди, страдающие болезнями, в происхождении которых доминирует психологический фактор, составляют особую группу больных, трудно поддающихся медикаментозной терапии. Лечение этой группы пациентов требует комплексного подхода, включающего психотерапевтическое воздействие, которое для успешного лечения может оказаться для ряда пациентов решающим. Поэтому важной задачей психотерапевтической практики является профессиональное определение психологического статуса с позиций психотерапевтического анализа и выбор правильной тактики ведения конкретного больного.

В медицине широко используются комплексные способы лечения заболеваний, обусловленных психологической зависимостью, в которых лечебный эффект достигается за счет психотерапии на фоне воздействия на рефлексогенные зоны.

Известен способ лечения патологии с невоздержанностью приема пищи (патент РФ N 2008028, 61 М 21/00, 1994). Способ включает психотерапевтическое воздействие, погружение в медитативное состояние, рефлексотерапию, сочетающую воздействие на рефлексогенные зоны и акупунктуру, а так же ауто- и гетеросуггестию в состоянии медитации. В указанном способе с помощью различных психотерапевтических приемов достигается лечебный эффект, рефлексотерапия применяется для подкрепления суггестии, при этом тактильное воздействие на рефлексогенные зоны вызывает психологическое отвращение к пище, а акупунктура направлена на снижение аппетита.

Данный способ является многостадийным, сложным и длительным, что в значительной степени ограничивает его применение.

Известен способ лечения психофизиологических нарушений (авторское свидетельство СССР N 1321416, А 61 Н 39/00, 1987). Способ включает использование сеансов рефлексотерапии в сочетании с психотерапией. Воздействие осуществляют на рефлекторные зоны и активные точки и одновременно воздействуют на зрительный и слуховой анализаторы звуковым, световым, изографическим и другими эффектами. Способ является сложным и достаточно длительным, требует специального аппаратного оснащения.

Наиболее близким по своей сущности к заявленному изобретению является способ лечения заболеваний, обусловленных психологической зависимостью (Семенов С. П. Акупунктурное программирование, С-Пб, Вата, 1996, с. 19-25). Способ заключается в том, что подготовка к лечебному воздействию начинается до лечебного сеанса, когда пациент встречается со специальной рекламой. Ее символическое содержание позволяет сформировать у пациента ощущение неприемлемости того состояния, в котором он находится, и создать состояние напряженного ожидания предстоящего лечения. После того, как пациент обнаруживает психологическую готовность, он приходит на лечебный сеанс. Сеанс состоит из трех частей. Первая часть сеанса представляет собой своеобразную лекцию, содержание которой зависит от нозологической формы заболевания, но каждая такая лекция по существу включает приемы рациональной психотерапии, с помощью которых ликвидируют анозогнозию и укрепляют убежденность пациента в необходимости лечения.

Вторая часть сеанса медитация, очень похожая на сеанс аутотренинга или гипноза, во время которого осуществляют внушение, аналогичное по содержанию первой части. Внушение проводят в состоянии измененного уровня сознания.

Третья часть включает психотерапию в сочетании с иглотерапией. Эффект акупунктуры усиливают и закрепляют с помощью слоев, музыки и образов иных модальностей. Текст внушения, музыку и образы подбирают с учетом психогенеза заболевания на основании мотивационного синтеза.

Задачей изобретения является повышение терапевтической эффективности лечения заболеваний, обусловленных психологической зависимостью.

Сущность способа заключается в том, что независимо от формы психологической зависимости резонансную психотерапию осуществляют на основе психоэмоционального состояния, которое формируют с помощью воздействия средствами различных сенсорных модальностей. В частности, воздействием на точки акупунктуры осуществляют направленную психофизиологическую перестройку в организме, а с помощью психотерапии в состоянии бодрствования и гипнотического транса осуществляют реорганизацию психики, что обеспечивает устойчивый сдвиг в сторону оздоровления.

В процессе отработки способа автором были получены достоверные данные, свидетельствующие, что суггестия, осуществляемая на базе необходимого в зависимости от психогенеза заболевания психоэмоционального состояния, сформированного с помощью акупунктуры, в гораздо большей степени определяет изменение поведения человека, нежели суггестия на базе просто спокойного состояния при релаксации. Для изменения психоэмоционального состояния используют известные точки акупунктуры, воздействие на которые позволяет получить транквилизирующий и седативный эффект (точки хэ-гу и цзу-сань-ли), тонизирующий (точка цюй-чи), улучшение настроения (точка шэнь-мэнь) и т.д. С помощью акупунктурного воздействия на точки, выбранные из числа хе-гу, цзу-сань-ли, ян-цзяо, ян-линь-цюань, вай-гуань, нэй-гуань, шоу-сань-ли, инь-тан, тай-бай, тай-си, тай-чун, сань-инь-цзяо, пянь-ли, ле-цюе, чи-цзе, можно формировать психоэмоциональное состояние заданной структуры, соответствующее решаемой задаче. Придание положительной окраски сформированному психоэмоциональному состоянию можно осуществить при помощи воздействия на точки из числа: шэнь-мэнь, цюй-чи, да-ду, гунь-сунь, сань-инь-цзяо, чи-цзе, шоу-у-ли, тай-и, лин-дао, чжи-чжэн, цзин-гу, цзяо-синь, нэй-гуань, хуэй-цзун, тай-чун, синь-цзянь. (Семенов С. П. Акупунктурное программирование, Метод, реком. Санкт-Петербург, 1997, с. 5).

Способ осуществляют следующим образом.

Работу с пациентом начинают еще до прихода на сеанс, когда пациент встречается с рекламой. С помощью изобразительных средств и символического содержания рекламы у пациента формируют ощущение неприемлемости того состояния, в котором он находится, и соответственно, состояния напряженного ожидания лечебного воздействия. После того, как пациент обнаруживает необходимую готовность к прохождению лечения, при обращении его за помощью проводят предварительную консультацию, на которой врач специалист и психолог с помощью клинико-психологических методов исследования выявляют псигонез заболевания, определяют соответствие структуры сеанса лечения особенностям психологической структуры пациента и назначают конкретный день и час проведения лечебного сеанса.

Лечебный сеанс условно состоит из трех частей и проводят его в помещении с черными шторами, снабженное аудио -, видеоаппаратурой и возможностью подсветки.

На первой части сеанса методами рациональной терапии ликвидируют анозогнозию. Назначением этой части сеанса лечения является реорганизация опыта пациента, который определяет устойчивость патологического состояния. Психотерапевтическую информацию (упрощенную схему патогенеза заболевания, убеждение в возможности излечения, необходимые рекомендации по оздоровлению и т.п. ) включают в инсценированный спектакль, содержание которого местами никак не связано с существующим общепринятым пониманием генеза того или иного заболевания. Обязательным элементом сценария спектакля являются две сюжетные линии темная и светлая темная линия содержит информацию, касающуюся всех проявлений болезни и болезнетворного поведения, а светлая линия трактует необходимые действия по оздоровлению. Темную сюжетную линию реализуют на фоне красной, и/или синей, и/или напоминающей лунный свет подсветки и музыки минорного и/или устрашающего содержания с низким тембром, большим ревером, речевое воздействие осуществляют низким голосом, замедленно, с устрашающей интонацией. Светлую сюжетную линию реализуют на фоне белой и/или нежно-розовой подсветки и приятной и/или возвышенной музыки; речевое воздействие осуществляют в эмоционально теплом стиле.

Врач психотерапевт в соответствии со сценарием излагает сюжетные линии перехода из одной роли в другую. Согласно принципу направленной подачи информации ее распределение по ходу сеанса осуществляют с помощью чередования природных видеоизображений лиц "ролей", символических картин. Параллельно оказывают воздействие звуковыми символами (музыка, голос, текст), которые сопряжены с визуальными. Изложение перемежают музыкальными интермедиями, во время которых осуществляют дополнительное внушение (например, ".сказанное надежно ложится в память. Вы сможете уверенно следовать всем правилам."). Продолжительность первой части сеанса составляет не менее 60 мин.

Во второй части сеанса пациента вводят в состояние легкого гипнотического транса продолжительностью не менее 15 мин. Основное назначение этой части

актуализация переходного состояния, на фоне которого осуществляют лечебную суггестию и суггестию, направленную на временное усиление внушаемости в ходе третьей части сеанса процедуры программирования. Общее содержание внушения: "Вы сможете воспринять программы достаточно точно. сможете точно следовать всем правилам оздоровления.".

Третью часть проводят не позднее, чем через 3 ч после окончания второй части лечебного сеанса. Содержанием этой части сеанса является процедура акупунктурного программирования. Пациента укладывают на топчан и вводят акупунктурные иглы, с помощью которых создают необходимое психоэмоциональное состояние: успокоенности, расслабленности, хорошего настроения и т.п.). На фоне сформированного психоэмоционального состояния осуществляют суггестию. Рецептура точек и методы воздействия на них различны для различных заболеваний. Они подробно описаны в методических рекомендациях (Семенов С.П. Акупунктурное программирование, С.Пб. 1997, с. 10-13).

Практические наблюдения показали, что наиболее удобной и эффективной формой осуществления суггестии на фоне иглорефлексотерапии является суггестия, опосредованная магнитофонной записью через наушники. Такая форма позволяет стандартизировать воздействие и усилить его за счет музыкальной обработки. Известно, что при постановке игл возникают различные ощущения: чувство распирания, давления, тяжести, прохождение тока. В течение 20 и более минут концентрируют внимание пациента на ощущениях, внушают, что чем больше сосредоточенность внимания на этих ощущениях, тем сильнее лечебное воздействие.

После постановки игл пациенту надевают наушники, через которые подают музыкальные композиции и текст. Музыку подбирают с учетом психогенеза заболевания. Текст подбирают с учетом ритмической организации всей аудиокомпозиции, тембров и музыкальных образов.

Таким образом суггестия лечебного эффекта на основе реорганизованного психологического состояния позволяет прочно слить в единое целое все то, что внушалось пациенту на протяжении сеанса с психоэмоциональным состоянием, вызванным акупунктурой.

Пример. Больной М. 35 лет, женат, имеет двоих детей, временно не работает. Обратился по поводу алкоголизма. Ранее лечился амбулаторно и стационарно с ремиссией до половины года. Алкоголем злоупотребляет более 15 лет. Последние 3 года пьет "запоями" по 5-7 дней. По ходу "запоя" нарастает похмелье, расстраивается сон; прекращает алкоголизацию только с помощью лечения. Толерантность к алкоголю (750 г. водки) сохраняется неизменной на протяжение последнего года. Светлые промежутки между запоями становятся все более короткими и на протяжение последнего года составляли не более двух недель. Отношения в семье расстроены в связи со злоупотреблением алкоголя. С последнего места работы уволен в связи с пьянством.

Ранее лечился с помощью тетурама, апоморфина и суггестии с использованием плацебо ("торпеда", "капсулы"). Обратился по собственному желанию, увидев и прочитав рекламу. Решил попробовать лечиться еще и таким способом, так как разуверился в других, но понимает, что нуждается в содействии. Ранее пытался не злоупотреблять алкоголем, но, как говорит, "не хватало воли".

Проведено клинико-психологическое диагностирование, в соответствии с которым больному поставлен диагноз хронического алкоголизма второй стадии.

Проведены тесты на внушаемость и выявлено, что больной достаточно внушаем. Ему рассказано, в чем будет заключаться лечение и как оно проходит. Назначен день и час лечебного сеанса, так как больной до прихода к врачу не употреблял алкоголь всего 3 дня, лечебный сеанс назначен через 10 дней, в течение которых больной не должен употреблять алкоголь. По истечение назначенного срока больной явился на сеанс и стал участником психотерапевтического действа, которое проходило в двух помещениях и состояло из трех частей. Первые две части проводились в затемненном помещении, стены которого были задрапированы черной тканью и подсвечивались красным светом. По ходу первой части разъясняли природу алкоголизма, иллюстрируя рассказ картинами, в которых ярко представлены все негативные последствия алкоголизма: изображения пьяниц, валяющихся в грязи или у мусорного бака, картины трагической гибели в ДТП; для усиления эмоционального действия использовались изображения полуразрушенных храмов, гниющих трупов, омута с нефтяными пятнами и т.п. В качестве музыкального сопровождения этой темной сюжетной линии использовалась музыка минорного, устрашающего содержания с басовыми аккордами; речь врача, одетого во все черное на темном фоне подавалась с большим ревером, устрашающей интонацией, в виде разъяснения о вреде алкоголя, рассуждениями типа "Что бывает с больными, которые упорно продолжают пить: им угрожает смерть от белой горячки или от сердечно-сосудистой недостаточности и т.п.". Темная сюжетная линия прерывалась светлой сюжетной линией: на фоне светлых пейзажей и цветов, солнечных бликов, бледно-розовой подсветки разъяснялась возможность преодоления заболевания путем обращения к скрытому нервно-психическому резерву. При этом использовалось изображение врача, одетого в белые одежды на светлом фоне. В качестве музыкального сопровождения этой светлой сюжетной линии использовалась специальная электронно-инструментальная музыка, светлого возвышенного содержания, спокойных тонов.

По завершении всестороннего разъяснения на фоне релаксирующей музыки больной был введен в состояние легкого транса (вторая часть сеанса, 20 мин, на фоне которого осуществлялось внушение с формулами вида: "Вы сможете достаточно полно сосредоточиться в ходе третьей части сеанса, после сеанса Вы сможете уверенно отказать себе в спиртном в любой компании, в любых условиях. Вам будет легко и просто чувствовать себя непьющим человеком. Жизнь обретает спокойное и ровное течение.". Вторая часть сеанса была проведена в соответствии с особенностями светлой сюжетно-ролевой линии.

После выведения больного из транса ему предложили перейти в другое помещение, оформленное таким же образом, с удобным топчаном. Больной был уложен на топчан, и ему были введены иглы в точки хэ-гу, шоу-сань-ли, вай-гуань, цзу-сань-ли, тай-чун. Длительность экспозиции иглоукалывания составляла 30 мин. Воздействие осуществлялось по первому варианту тормозного метода. Больному надевали наушники и на протяжении всего срока экспозиции осуществляли подачу магнитофонной записи внушения. При этом содержание внушения сначала сводилось к концентрации внимания на ощущениях под иглами по формуле: "Чем больше сосредоточенность, тем ярче ощущения, тем больше лечебный эффект", в соответствии с особенностями темной сюжетной линии первой части сеанса. В дальнейшем содержание внушения было аналогичным внушению первой и второй частей сеанса. Основная направленность внушения соответствовала формуле: "Впредь Вы сможете отказывать себе в спиртном в любой компании, в любых условиях, достаточно свободно и легко. Вы сможете вести трезвый образ жизни без какого-либо напряжения".

Через 30 мин по окончании внушения с больного были сняты наушники, извлечены иглы и осуществлено на несколько минут дополнительное иглоукалывание в точку шень-мэнь для улучшения настроения.

Повторно больной наблюдался через 11 мес, в течение которых он не употреблял спиртных напитков, чувствовал себя хорошо, устроился на работу, наладились отношения в семье. На сеанс пациент пришел с целью повторить программирование. Сеанс был повторен с установкой на 2 года. По истечение двух лет был проведен еще один сеанс с установкой на 3 года. Наблюдения через два года после этого подтвердили длительную ремиссию. 


ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ



Способ лечения заболеваний, обусловленных психологической зависимостью, включающий формирование у пациента состояния напряженного ожидания, которое создают с помощью средств рекламы; проведение сеанса лечения, состоящего из трех частей, в первой части которого методами рациональной психотерапии ликвидируют анозогнозию, формируют у пациента ощущение неприемлемости того состояния, в котором он находится, и разъясняют возможности выхода из этого состояния; во второй части сеанса пациента вводят в состояние легкого транса и осуществляют лечебное суггестивное воздействие; в третьей части сеанса формируют требуемое психоэмоциональное состояние методом иглотерапии, на фоне которого с помощью слов, музыки и изобразительных образов, продолжая суггестивное воздействие, ингибируют патогенный психологический фактор, переключают внимание пациента и усиливают ощущения, компенсирующие недостающие компоненты психоэмоциональной сферы, отличающийся тем, что психотерапевтическую информацию первой части сеанса включают в инсценированный спектакль, продолжающийся не менее 60 мин, обязательным элементом которого являются две линии темная и светлая; темная линия содержит информацию, касающуюся всех проявлений болезни и болезненного поведения, а светлая линия трактует необходимые действия и рекомендации по оздоровлению; темную сюжетную линию реализуют на фоне красной, и/или синей, и/или напоминающей лунный свет подсветки и музыки минорного и/или устрашающего содержания с низким тембром, большим ревером, речевое воздействие осуществляют низким голосом, замедленно с устрашающей интонацией, а светлую сюжетную линию реализуют на фоне белой и/или нежно-розовой подсветки и/или возвышенной музыки, речевое воздействие осуществляют в эмоционально теплом стиле; во второй части сеанса, которая продолжается не менее 15 мин, психотерапевтическую информацию первой части сеанса предъявляют в форме императивного внушения на фоне релаксирующей музыки, а третью часть проводят не позднее чем через 3 ч после окончания второй части сеанса лечения; сразу после введения игл пациенту надевают наушники, через которые ему предъявляют всю аудиальную информацию; в течение не менее 20 мин концентрируют внимание пациента на ощущениях под иглами внушая, что чем больше сосредоточенность на этих ощущениях, тем сильнее лечебное воздействие, при этом вербальное внушение аранжируют музыкальными композициями, которые были использованы в первой и во второй частях сеанса лечения.