СПОСОБ ВВЕДЕНИЯ В ТРАНСОВЫЕ СОСТОЯНИЯ

   СПОСОБ ВВЕДЕНИЯ В ТРАНСОВЫЕ СОСТОЯНИЯ 


(19) RU (11) 2246972 (13) C2

(51) 7 A61M21/00 

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
к патенту Российской Федерации 
Статус: по данным на 27.12.2006 - прекратил действие, но может быть восстановлен 

--------------------------------------------------------------------------------

Документ: В формате PDF 
(14) Дата публикации: 2005.02.27 
(21) Регистрационный номер заявки: 98118825/14 
(22) Дата подачи заявки: 1998.10.12 
(24) Дата начала отсчета срока действия патента: 1998.10.12 
(43) Дата публикации заявки: 2000.07.20 
(45) Опубликовано: 2005.02.27 
(56) Аналоги изобретения: SU 1463309 A1, 07.03.1989. RU 2008029 C1, 19.02.1994. RU 2065758 C1, 27.08.1996. КОНДРАШЕНКО В.Т., ДОНСКОЙ Д.И. “Методы и техника гипнотизирования” - в кн.: Психотерапия, Минск, 1997, стр. 55-78. 
(72) Имя изобретателя: Шосталь С.А. (RU); Бурзянцева О.А. (RU) 
(73) Имя патентообладателя: Шосталь Светлана Алексеевна (RU); Бурзянцева Ольга Александровна (RU) 
(98) Адрес для переписки: 450103, г.Уфа-103, Каменский пер. 3-13, С.А.Шосталь 

(54) СПОСОБ ВВЕДЕНИЯ В ТРАНСОВЫЕ СОСТОЯНИЯ
Изобретение относится к области медицины, а именно к психотерапии. Генерируют световые и звуковые сигналы, синхронизируют их между собой и воздействуют ими на зрительный и слуховой анализаторы, затем изолируют пациента от внешних воздействий и световыми и звуковыми сигналами имитируют его движения и ощущения. При этом движения и ощущения пациента имитируют за счет воспроизведения динамических стереоскопических изображений, моделирующих любую заданную движущуюся обстановку вокруг пациента и стереозвуков. В качестве источника световых и звуковых сигналов, а также для изоляции от внешних воздействий используют компьютер и шлем или очки виртуальной реальности с мини-дисплеями, которые надевают на голову пациента. Способ позволяет расширить арсенал средств для введения пациента в состояние транса. 11 з.п. ф-лы, 3 ил. 






ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ


Изобретение относится к медицине, в частности к наркологии и психиатрии, и может быть использовано для достижения различного рода трансовых состоянии различной степени глубины, характера и направленности в терапевтических, профилактических, спортивных, учебных и иных целях, для лечения различного рода зависимостей от наркотиков, алкоголя, табака, ядов, пищи, а также для воздействия на ноцицептивные системы в целях достижения общей или местной анастезии.

Известен способ введения в состояние гипноза, аутогенного погружения, медитации, транса путем внушения самопроизвольного движения руки с одновременным вхождением в указанные состояния, причем предварительно информируют пациента о последовательности выполнения приемов и ощущениях, которые могут возникнуть при переходе в указанные состояния, затем после достижения пациентом психологической готовности перейти в состояние гипноза, аутогенного погружения, медитации, транса, свидетельством которого является поднятие руки пациентом, ему внушают, что рука опускается без активных мышечных усилий, а завершением вхождения в указанные состояния является соприкосновение руки с поверхностью [1].

Известный способ не требует какого-либо оборудования для осуществления, однако обладает низкой надежностью и воспроизводимостью ввиду большой зависимости от субъективного фактора - личностных характеристик терапевта, его состояния на момент воздействия, а также низкими функциональными возможностями ввиду узко ограниченного набора приемов действий терапевта, вводящего в транс, и практически невозможности их произвольного варьирования. В связи с этим воздействие по известному способу не позволяет достигать различных градаций трансовых состояний как по глубине введения в транс, так и в качественном отношении, например, состояний характерных для динамических упражнений (гимнастика цигуи, танец, плавание и т.д.) или сходных с ними. Кроме того, согласно концепции автора известного способа предлагаемые комплексы приемов в значительной степени нивелируют состояния гипноза, аутогенного погружения, медитации и транса, сводя все многообразие проявлений, практически, к одному состоянию. Известный способ является также в достаточной степени трудно осуществимым, поскольку требует от терапевта большого напряжения сил и значительной отдачи энергии.

Известен способ коррекции психофизиологического состояния человека, включающий регистрацию физиологических параметров, предъявление их пациенту, сравнение с эталонными, проведение психотерапевтического воздействия и контроль за состоянием пациента, причем регистрируют термограмму всего тела, которую подают на одну часть экрана дисплея, на второй части которого воспроизводят эталонную термограмму здорового человека, одновременно осуществляют видеосъемку пациента, преобразуют видеоизображение в машиночитаемую форму, вводят в ЭВМ, а видеоизображение выводят на второй экран, который расположен над пациентом на расстоянии четкого визуального восприятия, осуществляют гетеро- и аутосуггестивное воздействие, направленное на ассоциацию пациента с видеообразом, затем освобождают видеоизображение от деталей и оставляют на экране только его контур, после этого контур заполняют цветным изображением, соответствующим термограмме эталона, и одновременно активизируют восприятие пациентом сенсорной репродукции, при этом контроль за состоянием осуществляют по динамике изменения термограммы по сравнению с эталонной, и при выявлении отличий процедуру повторяют. Кроме того, для повышения эффективности суггестивного воздействия пациенту предлагают поддерживать ритм дыхания в соответствии с частотой сердечных сокращений в следующем соотношении: фазу вдоха осуществлять в течение 6 ударов пульса, задержку дыхания на 3 удара, выдох в течение 6 ударов пульса. Кроме того, активизацию восприятия сенсорной репродукции осуществляют с помощью приемов рассудочной психотерапии и техники гетеро- и аутосуггестивного воздействия. Кроме того, ритм дыхания воспроизводят на видеоизображении. Кроме того, освобождение видеоизображения от деталей осуществляют в течение не менее 10 мин [2].

Известный способ представляет собой сочетание метода биоуправления с обратной связью с приемами психотерапии. При этом предполагается, что применение метода биоуправления физиологическими параметрами пациента (а именно, собственной термограммой) усиливает действие психотерапии, что облегчает введение в трансовое состояние. Недостатками известного способа являются ограничение функциональные возможности за счет сторого фиксированного набора приемов, не позволяющих моделировать достижение трансовых состояний в различных видах деятельности, например в танце, при выполнении упражнений, запоминании и т.д. Кроме того, недостатками являются высокая сложность ввиду необходимости применения дорогостоящей аппаратуры, в частности термографа, а также низкая эффективность ввиду естественной трудности осуществления биологической обратной связи по причине низкой управляемости физиологическими параметрами через сознательную сферу при попытках реального управления ими. Этот факт не позволяет осуществлять введение в глубокое трансовое состояние, что отрицательно сказывается на сроках лечения, требуя их значительного увеличения, при использовании способа в целях психотерапии. Кроме того, известный способ имеет большую зависимость от субъективного фактора личности и состояния психотерапевта, что снижает надежность и воспроизводимость способа.

Известен способ введения в трансовое состояние, реализуемый светозвуковым устройством для психофизиологической релаксации, заключающийся в том, что генерируют световые и звуковые сигналы, синхронизируют их между собой и воздействуют ими на зрительный и слуховой анализаторы. Кроме того, световые сигналы воспроизводят на экране и изменяют их по частоте появления, размеру и конфигурации в такт с динамикой дыхания пациента, причем увеличение размера светового пятна соответствует вдоху, а уменьшение - выдоху с соотношением продолжительности 1:2. Кроме того, звуковые сигналы представляют собой шумовой эффект, подобный шуму прибоя, амплитуда и частота которого повторяет динамику изменения световых сигналов [3].

Недостатком известного способа являются низкие эффективность и функциональные возможности по причине того, что на зрительные и слуховой анализаторы воздействуют относительно простыми физическими факторами, наделенными примитивной информационной структурой. В связи с этим воздействующие сигналы не затрагивают механизмов, регулируемых высшими отделами неокортекса, а потому воздействие осуществляется лишь на фоновом уровне типа тонизирующего либо седативного. Те же недостатки обусловлены также примитивностью синхронизации световых и звуковых сигналов, а также отсутствием специальных мер по изолированию пациента от внешних помех. Хотя известный способ позволяет вводить в трансовые состояния с минимальным участием психотерапевта и минимальной зависимостью от его субъективных качеств и состояния, обладает низкими функциональными возможностями, поскольку не позволяет достигать различных состояний транса по глубине и качественным показателям, а именно не позволяет моделировать динамические трансовые состояния, рассудочные, сознательные трансовые состояния и т.д. Кроме того, это же определяется низкой степенью и узким диапазоном регулировок параметров, а также невозможностью варьирования применяемых приемов воздействия на зрительный и слуховой анализаторы. Это, в свою очередь, в значительной степени сужает область применения известного способа и обусловливает длительные сроки лечения при терапевтических применениях.

Целью предлагаемого изобретения является повышение эффективности воздействия, расширение функциональных возможностей за счет осуществления возможности моделирования различных приемов введения в трансовые состояния, моделирования различных качественных состояний транса и различной степени глубины, а также за счет возможно более близкой к реальности имитации произвольных движений человека, в том числе, ритмических, упорядоченных либо спонтанных и возможности их перепрограммирования; целью изобретения также является повышение надежности введения в транс и упрощение выполнения способа за счет минимизации зависимости от личностных характеристик и состояния терапевта.

Для достижения поставленной цели в известном способе, реализуемом с помощью известного светозвукового устройства для психофизиологической релаксации, заключающемся в том, что генерируют световые и звуковые сигналы, синхронизируют их между собой и воздействуют ими на зрительный и слуховой анализаторы, дополнительно световыми и звуковыми сигналами имитируют движения пациента и ощущения, возникающие у него при этом, и изолируют его от внешних воздействий, при этом движения и ощущения пациента имитируют за счет воспроизведения динамических стереоскопический изображений, моделирующих любую заданную движущуюся обстановку вокруг пациента и стереозвуков, а в качестве источника световых и звуковых сигналов, а также для изоляции от внешних воздействий используют компьютер и шлем или очки виртуальной реальности с мини-дисплеями, которые надевают на голову пациента. Кроме того, движения и ощущения пациента, которые имитируют световыми и звуковыми сигналами, являются ритмическими, например раскачивание, при этом воспроизводят ритмически перемещаемый в поле зрения пациента зрительный стимул, в частности по горизонтали или по окружности, и синхронизированную с ним ритмически перемещаемую локализацию источника звукового сигнала в пределах стереобазы. Кроме того, ощущения пациента, которые имитируют световыми и звуковыми сигналами, являются ощущениями, возникающими у него во время танца или при выполнении гимнастических упражнений, например, цигун. Кроме того, дополнительно используют тактильные сигналы, имитирующие воздействия на тактильный анализатор и синхронизируют их со световыми и звуковыми сигналами. Синхронизируют тактильные сигналы со световыми и звуковыми за счет того, что моделируют касания со зрительными образами, которые создают световыми сигналами. Кроме того, введение в транс моделируют за счет того, что воспроизводят игровую ситуацию, в которой используют фактор опасности, причем уровень опасности регулируют произвольно в пределах возможностей виртуальной реальности. Кроме того, введение в транс моделируют изменениями игровой ситуации, например, имитацией столкновения. Кроме того, устанавливают и воспроизводят зависимость изображений, звуков и тактильных воздействующих сигналов от реальных перемещений, например поворотов и наклонов головы пациента. Кроме того, производят воздействия на обонятельный анализатор пациента сигналами генераторов запахов и синхронизируют эти сигналы в пространстве и времени со световыми, звуковыми и тактильными сигналами. Кроме того, генераторами запахов управляют от общего компьютера. Кроме того, устанавливают обратную связь за счет того, что производят визуальное наблюдение за пациентом и переключают программы воздействия. Кроме того, характер и сценарий воздействующего комплекса сигналов и план их взаимной синхронизации программируют предварительно до начала процедур воздействия.

На фиг.1 изображен график зависимости КГР, ЧСС и ЧД при проведении процедуры для примера 1.

На фиг.2 - то же для примера 2.

На фиг.3 - то же для примера 3.

Предлагаемый способ введения в трансовые состояния основан на моделировании на базе современной техники не применяемых ранее в аппаратном исполнении традиционных приемов трансовых воздействий из широкого арсенала древних методов [5]. Моделируемые приемы подаются в контексте изменившейся общей ментальности с учетом феноменов, возникших в последнее время и определяющих восприимчивость к трансовым воздействиям (например, вера в технический прогресс, повышение символизации восприятия и т.д.). В частности, это касается самого факта применения для реализации приемов способа аппаратуры, в частности, компьютерной техники, что позволяет использовать естественную повышенную готовность к усвоению воздействия, определяемую возрастающим влиянием на социально-культурные условия жизни технических достижений, т.е. научно-технической революции. 

В предлагаемом способе используется воздействие на анализаторные системы не простыми физическими сигналами, способными влиять лишь на фоновом уровне типа седативного либо тонизирующего воздействия, сигналами, имеющими сложную информационную структуру, в связи с чем задействуются функции высших отделов неокортекса. Чем более сложно применяемое воздействие, тем на более сложные внутриорганизменные процессы оно может оказать влияние и, соответственно, наоборот [4]. Усложнение информационной структуры воздействующих сигналов позволяет вызывать более сложные трансовые состояния с широким спектром градаций как в отношении качественного содержания, так и глубины погружения, что является недостижимым в известных способах. В частности, взаимосвязанный комплекс последовательно связанных операций способа позволяет имитировать динамику и ощущения движений у неподвижно сидящего пациента, что дает возможность воспроизводить трансовые состояния, возникающие в движении, например в танце или при занятиях динамическими упражнениями, например гимнастикой цигун. Применение компьютерной техники, а именно техники виртуальной реальности, позволяет неограниченно расширить возможности способа в этом направлении, Применение компьютерной виртуальной реальности позволяет в неограниченной степени расширить также функциональные возможности способа, поскольку позволяет воспроизводить любые ситуации, обстановку, антураж, вплоть до фантастических, не существующих в реальности, и гибко перестраивать программы воздействия как предварительно, так и динамически в процессе самой процедуры, а следовательно, дает возможность подстраиваться под индивидуальные особенности и текущее состояние каждого пациента. Известно [5], что в реальности состояний транса может быть бесчисленное количество, оно составляет не дискретный набор, а непрерывную шкалу, в связи с этим состояний транса бывает столько, сколько бывает обстановочных ситуаций. Поэтому при неограниченном числе воспроизведения возможных эфферентных моделей можно индицировать неограниченное число тонко качественно различающихся трансовых состояний, что в значительной степени расширяет функциональные возможности способа.

Степень реальности воспроизводимых сигналов монет быть повышена с использованием воздействий на обонятельный анализатор, синхронизированных ее всеми видами воздействий.

Использование виртуальной реальности позволяет сравнительно просто регулировать степень эмоционально-стрессорной напряженности, как тонического, так и фазического характера, для чего используют моделирование игровой ситуации или резкую смену обстановки с моделированием опасности, уровнем которой произвольно управляют. Кроме того, учитывая всеохватывающий процесс проникновения новых информационных технологий в различные сферы жизни и повышенное внимание к ним со стороны всех слоев населения, выполнение предложенных приемов способа позволяет достичь наибольшего эффекта воздействия наиболее простыми средствами.

Способ введения в трансовые состояния осуществляют следующим образом. 

Размещают пациента обычно в сидячем положении в удобном кресле (можно также в положении стоя или лежа, хотя и менее предпочтительно). Пациент должен находиться в расслабленном состоянии. Производят изоляцию его зрительного и слухового анализаторов за счет того, что одевают шлем аппаратуры воздействия или же очки-дисплеи и головные стереотелефоны. Далее производят подачу световых и звуковых сигналов на входы соответствующих анализаторных каналов пациента. 

В простейшем случае при имитации раскачивания пациента программно воспроизводят на экране дисплеев зрительный стимул, перемещаемый ритмически по полю зрения, например, по горизонтальной линии слева направо и обратно или же по круговой траектории и синхронизируют с ним подаваемый в стереонаушники звуковой стереосигнал так, чтобы создать иллюзию перемещения виртуального источника звучания. Зрительный стимул в самом простейшем случае может представлять собой перемещающуюся светящуюся точку. Вместе с этими воздействиями для усиления эффективности и снижения времени введения в транс, а также для расширения функциональных возможностей можно воспроизводить синхронизированные со световыми и звуковыми сигналами тактильные сигналы воздействия на тактильный анализатор. Это осуществляют, например, за счет автоматической аппликации механических или электрических раздражений, например, по горизонтальной линии лобной части головы пациента.

Если используют шлем виртуальной реальности аппаратуры "Мультимедиа" и компьютер в качестве источника световых, звуковых и выработки управляющих тактильных и обонятельных сигналов, индукцию транса осуществляют моделированием детальной динамики восприятия обстановки, окружающей пациента при выполнении им произвольных движений. Зрительные сигналы могут быть сформированы при этом в виде панорамно перемещаемых в зависимости от характера движения пациента картин внешней среды, например, комнаты, природы (леса, поля), городского пейзажа, воды, моря (на поверхности или в глубине), неба, пространства (при моделировании полетов) или фантастических пейзажей, подбор которых производят при формировании конкретной программы воздействия для конкретных целей. Используют также динамические изменения перспективы изображений, позволяющие воспроизводить иллюзию поступательных движений - шагания, бега, плавания, езды, полета. Характер этих эволюций изображения планируют таким образом, чтобы максимально точно воспроизвести зрительные ощущения, возникающие у человека при соответствующих движениях. Это осуществляют предварительно программируя или перепрограммируя информационное обеспечение виртуальной реальности средствами объемной компьютерной графики.

Звуковое сопровождение подбирают с целью большего подчеркивания визуальной ситуации и согласования с ней. Это можно осуществлять, воспроизводя и перемещая виртуальный источник стереозвуковых сигналов, начиная от простого тонального сигнала до воспроизведения музыкального сопровождения и реальных шумовых звуков, голосов и т.д., сопровождающих моделируемые перемещения пациента. Эффекты и разнообразие воздействия усиливаются за счет более полного использования информационных технологий "Мультимедиа", когда изображения и звуковые картины непрерывно пересчитываются компьютером и отслеживают повороты и наклоны головы пациента за счет того, что используют сигналы с датчиков положения в шлеме виртуальной реальности. При этом создаются эффекты действительного обзора окружающей среды и более полная иллюзия движений пациента.

Сценарий всего комплекса воздействующих сигналов планируют предварительно до начала процедур. Впоследствии может быть использован постоянно один и тот же сценарий, либо его перепрограммируют по мере необходимости - дополняют, редактируют, либо изменения сценария производят динамически в процессе самого воздействия, наблюдая за текущим состоянием пациента.

Сигналы воздействия на обонятельный анализатор могут быть воспроизведены генераторами запахов, представляющих собой, например, подогреваемые капсулы, которые закрепляют внутри шлема виртуальной реальности и управляют от общего компьютера при воспроизведении программ сценария.

Сценарий воздействия может выполняться в виде фантастической игровой ситуации с программируемым уровнем эмоциональной стрессорной напряженности. Так, могут предусматриваться мнимые "опасности", погони как непрерывного действия, так и разового физического, например, неоднозначного столкновения с воспроизведением соответствующих звуковых, тактильных и обонятельных эффектов.

Пример 1. Пациент К., 35 лет. Индукцию транса осуществляли простым зрительным стимулом в виде светящейся точки, ритмически перемещаемой по горизонтали вправо-влево в пределах поля зрения каждого глаза. Для этого на пациента одевали шлем с изоляцией зрительного и слухового анализаторов от внешней обстановки. Синхронно со зрительным стимулом подавался звуковой сигнал в виде простого стереофонического тонального сигнала, причем локализация мнимого источника перемещалась ритмически в фазе со зрительным стимулом из крайнего правого в крайнее левое положение в пределах стереобазы. Вместе с этим воспроизводилось перемещение тактильных стимулов по горизонтальной линии лба с дискретностью 2 см в виде импульсов давления сердечниками электромагнитов, управляемых от компьютера.

Указанный комплекс сигналов моделировал простейший двигательный акт - раскачивание, после чего пациент входил в трансовое состояние через 1, 2 мин от начала воздействия, что подтвердилось субъективными показателями, снижением ЧСС, с 75 до 60 уд/мин, ЧД - с 22 до 18 мин-1 и одновременная выравниванием дыхания. Кроме того, наблюдалось плато КГР с общим повышением активного электрокожного сопротивления (см. фиг.1). 

Пример 2. Пациент П., 27 лет. Индукцию транса проводили за счет того, что одевали шлем виртуальной реальности УГХ-1, соединенный с компьютером IBM P11350, и воспроизводили комплекс визуально-слуховых ощущений, моделирующих возникающие таковые у пациента при следующих видах движения:

- выполнение упражнений тайцзи-цюань, стиль Чэнь, 32 формы - в комнате, в лесу, в горах; 

- "полет", переходящий в "парение" среди гор;

- парение над поверхностью моря.

Вся процедура продолжалась 6 мин;

ЧСС/ЧД до начала процедуры - 81/25; 

в первую минуту воздействия - 90/30;

на третьей минуте - 72/21;

на шестой минуте - 61/15.

КГР в первую минуту воздействия показало снижение электрокожного сопротивления с последующим его возрастанием к концу второй минуты, стабилизацией и выходом на плато на 3 минуте с возрастанием электрокожного сопротивления в 2,5-2,8 раза (фиг, 2). Величина электрокожного сопротивления незначительно уменьшилась при измерении через 0,5 часа после окончания процедуры. После 5 аналогичных процедур пациент стал значительно спокойнее, эмоциональные реакции более стабильными со снижением реактивности. Индукцию трансового состояния усвоенного состояния может вызывать сам произвольно по желанию и поддерживать необходимое время без аппаратурных воздействий аналогично тому, как это достигается после длительной тренировки по системе тайцзы-цюань (на менее 1 мес по 3-4 часа каждый день). 

Пример 3. Пациентка Л., 31 год. Индукцию трансового состояния осуществляли за счет использования шлема виртуальной реальности УГХ-1, с помощью которого имитировалась игровая ситуация с движением с изменяющийся ускорением по лабиринтам, полетом на вертолете в горной местности с созданием иллюзий опасности (погоня, внезапные налеты враждебных существ, выстрелы, взрывы, ловушки и т.д.). Экстремальные ситуации сопровождались синхронным воспроизведением тактильных ощущений с помощью исполнительных механизмов, встроенных в шлем, причем пространственное расположение тактильных стимулов ориентировалось в направлении создаваемых визуальных и звуковых образов. Время воздействия - 5 минут. Уровень эмоциональной напряженности нарастал к середине процедуры, когда достигалась кульминация, затем снижался и на последней минуте устранялся совсем. Динамика ЧСС и ЧД (фиг.3) практически соответствовала изменению эмоциональной напряженности, их значения составляли до начала процедуры 78/25, достигая при кульминации 97/31 и уменьшаясь к концу процедуры до 80/26. После воздействия отмечалось повышение мышечного тонуса, значительное улучшение реакции, памяти, что проверялось по ряду тестов. Кроме того, снижалась утомляемость в течение всего рабочего дня.

Предлагаемый способ применялся в наркологической клинике Республиканского наркологического диспансера г.Уфы для введения пациентов в трансовые состояния при лечении наркологических, алкогольных, табачных, лекарственных и пищевых зависимостей, а также психосоматических заболеваний. Время введения в транс составляло 1-2 мин. Методика лечения отличалась от контрольной лишь способом введения в трансовые состояния. Было пролечено более 1500 пациентов различных нозологических групп. Контрольная группа составила 250 больных со сходными диагнозами. По сравнению в контрольной группой процент ремиссий возрос в среднем на величину от 8 до 22%, причем возрастание процента ремиссий на величину более 15% наблюдалось в 72% случаев, что свидетельствует о высокой степени эффективности предлагаемого способа по сравнению с известным. 

Предлагаемый способ введения в трансовые состояния по сравнению с известными аналогами, в том числе, с прототипом, обладает следующими преимуществами:

- значительно более широкими функциональными возможностями, поскольку за счет введения дополнительных операций, организованных предложенным образом, осуществляется возможность моделирования различных приемов введения в транс традиционной трансовой медицины, что не производилось до сих пор с использованием аппаратуры;

- значительно более высокой эффективностью воздействия за счет использования новейших социальных установок, формирующих новое информационное пространство жизни современного человека, за счет использования его повышенной готовности к усвоению виртуальной реальности, создаваемой распространением новых информационных технологий, и повышающих манипулятивность и символизацию восприятия в сфере сознания;

- повышенной эффективностью и функцональными возможностями за счет гибкой смены программ воздействия и практически неограниченными возможностями воспроизведения различных ситуаций, позволяющих моделировать самые разнообразные движения пациента, остающегося в неподвижном положении, что позволяет индуцировать состояния транса, сходного с теми состояниями, которые возникают при реальных поведенческих актах от простых движений до сложнейших системно организованных видов поведенческой деятельности;

- спортивных игр, упражнений, плавания, полетов и т.д.;

- практически неограниченными возможностями индукции различных видов, степеней и градаций трансовых состояний, составляющих, практически, непрерывную шкалу, что позволяет тонко регулировать и подбирать характер воздействий в зависимости от конкретной задачи, индивидуальности и текущего состояния пациента;

- значительной простотой наведения трансового состояния, аналогичного тому, которое достигается длительными многочисленными тренировками о большими затратами времени и сил;

- независимостью от личностных субъективных характеристик терапевта и его текущего состояния, в связи с чем предлагаемый способ обладает значительно более высокой надежностью и простотой выполнения, практически не требует от терапевта затрат и усилий, какого-либо искусства и специальной подготовки.

Источники информации

1. Патент РФ №2006029, МПК 6 А 61 М 21/00, 1994 г.

2. Патент РФ №2012364, МПК 6 А 61 М 21/00, 1994 г.

3. АС СССР №1463309, МПК6 А 61 М 21/00, 1989 г.

4. Савельев А.В. Эквивалентность организованности - материальный субстрат всеобщности связей мира. - В кн.: Информационные и кибернетические системы управления и их элементы: Всерос. науч.-практич. конф. - Уфа, 1995, с.30-31.

5. Кандыба Д.В. Техника мысленного гипноза. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995, с.236-277.




ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ


1. Способ введения в трансовые состояния, заключающийся в том, что генерируют световые и звуковые сигналы, синхронизируют их между собой и воздействуют ими на зрительный и слуховой анализаторы, отличающийся тем, что световыми и звуковыми сигналами имитируют движения пациента и ощущения, возникающие у него при этом, и изолируют его от внешних воздействий, при этом движения и ощущения пациента имитируют за счет воспроизведения динамических стереоскопических изображений, моделирующих любую заданную движущуюся обстановку вокруг пациента и стереозвуков, а в качестве источника световых и звуковых сигналов, а также для изоляции от внешних воздействий используют компьютер и шлем или очки виртуальной реальности с мини-дисплеями, которые надевают на голову пациента.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что движения и ощущения пациента, которые имитируют световыми и звуковыми сигналами, являются ритмическими, например раскачивание, при этом воспроизводят ритмически перемещаемый в поле зрения пациента зрительный стимул, в частности, по горизонтали или по окружности и синхронизированную с ним ритмически перемещаемую локализацию источника звукового сигнала в пределах стереобазы. 

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что ощущения пациента, которые имитируют световыми и звуковыми сигналами, являются ощущениями, возникающими у него во время танца или при выполнении гимнастических упражнений, например цигун.

4. Способ по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что дополнительно используют тактильные сигналы, имитирующие воздействия на тактильный анализатор, и синхронизируют их со световыми и звуковыми сигналами.

5. Способ по п.4, отличающийся тем, что синхронизируют тактильные сигналы со световыми и звуковыми за счет того, что моделируют касания со зрительными образами, которые создают световыми сигналами.

6. Способ по пп.1, 4 и 5, отличающийся тем, что введение в транс моделируют за счет того, что воспроизводят игровую ситуацию, в которой используют фактор опасности, причем уровень опасности регулируют произвольно в пределах возможностей виртуальной реальности.

7. Способ по п.6, отличающийся тем, что введение в транс моделируют изменениями игровой ситуации, например имитацией столкновения.

8. Способ по любому из пп.1-7, отличающийся тем, что устанавливают и воспроизводят зависимость изображений, звуков и тактильных воздействующих сигналов от реальных перемещений, например, поворотов и наклонов головы пациента.

9. Способ по любому из пп.1-8, отличающийся тем, что производят воздействия на обонятельный анализатор пациента сигналами генераторов запахов и синхронизируют эти сигналы в пространстве и времени со световыми, звуковыми и тактильными сигналами.

10. Способ по п.9, отличающийся тем, что генераторами запахов управляют от общего компьютера.

11. Способ по любому из пп.1-10, отличающийся тем, что устанавливают обратную связь за счет того, что производят визуальное наблюдение за пациентом и переключают программы воздействия.

12. Способ по пп.1-11, отличающийся тем, что характер и сценарий воздействующего комплекса сигналов и план их взаимной синхронизации программируют предварительно до начала процедур воздействия.