Форум научно-технического портала WWW.NTPO.COM

WWW.NTPO.COM

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ФОРУМ НЕЗАВИСИМОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОРТАЛА
ТАЙНЫ ЗЕМЛИ



Тематика форума

- Тайны Земли -

на главную подраздела

Имя и E-mail автора

Название и содержание темы форума

Дата публикации

Анатолий Крутий

Название: ЧЕМУ УЧИТ ИСТОРИЯ?
Содержание:
История. Можно ли ей доверять?

«Зная историю…ощущаешь себя частью сообщества,
которое существовало за тысячи лет до твоего
рождения и будет еще долго существовать после
твоей смерти»
(Майкл Стэнфорд, «A companion to the study of history


Жить без истории — значит жить без своего рода памяти. Без истории отдельные люди, семьи, племена и целые народы как бы не имеют корня, не имеют прошлого. А настоящее будет лишено основы, да и смысла.


Из истории можно почерпнуть множество уроков. Она поможет не наступать по многу раз на те же грабли. По утверждению одного философа, те, кто забывает свое прошлое, неизбежно его повторят. Знание истории дает представление о существовавших в прошлом цивилизациях, позволяет понять поразительные открытия, познакомиться с удивительными людьми и различными мировоззрениями.


Однако можно ли доверять истории, если учесть, что она занимается людьми и событиями далекого прошлого? Чтобы из истории можно было извлекать ценные уроки, в основе их должна лежать правда. А узнав правду, приходиться ее признавать, даже если она горькая. Прошлое подобно розе — красивой, но с шипами. Из него можно черпать вдохновение, но оно способно и причинить боль.


Давайте обратим внимание на некоторые аспекты истории, рассмотрение которых поможет нам определить, в какой мере можно доверять описаниям прошлого. Также предлагаю рассмотрим, как достоверная история может оказаться полезной для разборчивого читателя.



Чему мы учимся у прошлого?

«Для историков нет ничего более важного,
чем подробно описывать причины и следствия»
(Джералд Шлабак, доцент-историк).


[Историки часто задаются вопросами, как и почему произошли те или иные события. Так, например, из истории нам известно о падении Римской империи. Но почему она пала? Из-за растленности и жажды наслаждений? Стала ли империя слишком неуправляемой, а ее армия слишком дорогостоящей? Или враги значительно превзошли ее численностью и силой?

Не так давно в одной восточноевропейской стране за другой внезапно пал коммунизм, некогда представлявший угрозу для Запада. Почему он пал? И какие уроки можно из этого извлечь? Вот на такие вопросы и пытаются ответить историки. Но в какой степени на их ответы влияют сложившиеся представления?


Можно ли доверять истории?

Историки не столько ученые, сколько следователи. Они изучают и подвергают критическому анализу документы, относящиеся к прошлому. Они стремятся докопаться до истины, но их цель далеко не всегда имеет ясные очертания. Отчасти потому, что историки занимаются изучением жизни людей, а читать их мысли — тем более мысли мертвых — они не могут. Кроме того, историки не свободны от устоявшихся взглядов и от предубеждений. Поэтому иногда великолепнейшая работа по истории — это все-таки интерпретация событий и явлений с точки зрения автора.


Впрочем, наличие у историка собственных взглядов необязательно означает, что его работа неточна. Библейские книги Царств и Паралипоменон писались пятью человеками. В этих книгах есть параллельные места, где рассказывается об одних и тех же событиях, однако никаких значительных противоречий или неточностей в этих повествованиях не содержится. То же самое можно сказать и о четырех Евангелиях. Многие из писавших Библию описывали свои промахи и досадные ошибки, что нечасто встречается в светских источниках (Числа 20:9—12; Второзаконие 32:48—52).


Читая исторический труд, важно учитывать не только возможные предубеждения
автора, но и двигавшие им мотивы. «История, написанная власть имущими, стремящимися к власти или их друзьями, заслуживает самого подозрительного отношения»,— пишет Майкл Стэнфорд в «Спутнике изучающих историю» («A Companion to the Study of History»). Сомнительные мотивы налицо и тогда, когда в материале по истории содержатся едва заметные или же явные призывы к национализму или патриотизму. К сожалению, иногда они встречаются даже в школьных учебниках. В указе правительства одной страны недвусмысленно говорилось, что цель преподавания истории заключается в том, чтобы «усиливать националистические и патриотические чувства в сердцах учащихся... так как знание прошлого своей страны является одним из важнейших стимулов к патриотическому поведению».


Фальсификация истории

Иногда история не просто пишется предвзято, но намеренно фальсифицируется. Например, в свое время в бывшем Советском Союзе имя Троцкого перестало упоминаться, чтобы никто не узнал о существовании комиссара», как говорится в книге «Правда в истории» («Truth in History»). Кем был Троцкий? Он был одним из вождей революции и первым человеком после Ленина. После смерти Ленина Троцкий вступил в конфликт со Сталиным, был исключен из коммунистической партии, а позднее убит. Когда-то его имя не упоминалось даже в советских энциклопедиях. Подобное искажение истории — вплоть до сжигания неугодных власти книг — было в порядке вещей при многих диктаторских режимах.


Впрочем, история искажалась еще в древности, по крайней мере в Египте и Ассирии. Гордые и тщеславные фараоны, цари и императоры хотели предстать перед потомками в выгодном свете. Достижения, как правило, преувеличивались, а неприглядные или позорные факты, как, например, поражение в битве, сглаживались, удалялись из анналов, или же о них не сообщалось совсем. На этом фоне резко выделяется история Израиля, записанная в Библии. Отмечаются как недостатки, так и достоинства царей и подданных.

Как историки определяют точность созданных в далеком прошлом документов? Они сравнивают их со старыми записями о налогах, сводами законов, объявлениями об аукционах рабов, письмами и документами делового и частного характера, надписями на осколках гончарных изделий, судовыми журналами и предметами, найденными в усыпальницах и могилах. Эти разнообразные введения проливают больше света на официальные документы или же представляют их в ином свете. Если остаются пробелы или неопределенность, уважающий себя историк об этом скажет, даже если для заполнения пробела он выдвигает свою теорию. Как бы то ни было, благоразумные читатели, если они желают получить более полную картину событий, обращаются не к одному справочнику, а к нескольким.

Несмотря на все сложности, с которыми сталкивается историк, его работа может оказаться весьма ценной. В одной книге по истории говорится: «Хотя описывать историю мира и непросто... она важна, более того, крайне необходима для нас». История позволяет не только заглянуть в прошлое, но и полнее понять современное состояние человека. Так, например, можно легко заметить, что древние проявляли такие же человеческие черты, что и наши современники. Эти извечные черты заметно влияют на ход истории, чем, видимо, и объясняется высказывание, что история повторяется. Но обоснованно ли такое обобщение?

Повторяется ли история?

Можно ли точно предсказывать будущее, опираясь на прошлое? События определенного рода действительно происходят вновь и вновь. Например, по замечанию бывшего госсекретаря США Генри Киссинджера, «все когда-либо существовавшие цивилизации в конечном счете пали». Он также сказал: «История — это описание стараний, которые не достигли своей цели, чаяний, которые не сбылись. [...] Историку приходится жить с ощущением неизбежности трагедии».


И в то же время нет двух империй, которые пали бы одинаково. Вавилон в 539 году до н. э внезапно пал от рук мидян и персов. Греция распалась на несколько царств после смерти Александра Македонского и в конечном счете была побеждена Римом. А о падении Рима спорят до сих пор. Историк Джералд Шлабак спрашивает: «Так когда же пал Рим? И пал ли он вообще? Какие-то изменения между 400 и 600 годами н. э. в Западной Европе, безусловно, произошли. Но многое осталось прежним»*. В чем то история, конечно, повторяется, а в чем-то нет. Один из уроков истории, который можно извлечь из неизменно повторяющихся событий,— это несостоятельность человеческого правления. Во все века правительствам, имеющим благие намерения, были в то же время свойственны корыстолюбие, недальновидность, жадность, коррумпированность, кумовство и, в особенности, неуемное стремление добиться власти и удержать ее. Именно поэтому прошлое знает множество гонок вооружений, расторгнутых договоров, войн, беспорядков, насилия, случаев несправедливого распределения имущества и крушения экономики.


Например, обратите внимание, что говорится в труде «The Columbia History of the World» о влиянии западной цивилизации на остальную часть мира: «После того как Колумб и Кортес открыли Западной Европе глаза на новые возможности, европейцы возжелали новообращенных, богатства и славы, а западная цивилизация распространилась — в основном за счет применения силы — почти по всему земному шару. Движимые неутолимым желанием расширять свои владения и вооруженные более совершенным оружием, завоеватели превратили остальной мир в придаток великих европейских держав... Народы, жившие на этих континентах [Африка, Азия и обе Америки], стали, коротко говоря, жертвами беспощадной непрекращающейся эксплуатации». Насколько же верны слова из Библии, записанные в Екклесиасте 8:9: «Человек властвует над человеком во вред ему»!


Возможно, именно такие печальные факты побудили одного немецкого философа сказать, что единственное, чему учит нас история, это то, что человек ничему из нее не учится. В Иеремии 10:23 сказано: «Не в воле человека путь его... не во власти идущего давать направление стопам своим». Неспособность направлять свои стопы должна заботить нас в особенности сегодня. Почему? Потому что мы страдаем от проблем, беспрецедентных по количеству и масштабу. Как же с ними справляться


Беспрецедентные проблемы

Еще никогда в истории человечества земле не угрожали одновременно обезлесение, эрозия почв, опустынивание, массовое исчезновение видов растений и животных, истощение озонового слоя, загрязнение окружающей среды, глобальное потепление, вымирание жизни в океанах и необыкновенно быстрый рост мирового населения.

«Еще одна сложность, с которой встречается общество,— это стремительность перемен»,— говорится в книге «Зеленая история мира» («A Green History of the World»). Эд Эрз, редактор журнала «Уорлд уотч», пишет: «Мы сталкиваемся с чем-то абсолютно неведомым нашему коллективному опыту, настолько неведомым, что мы этого не замечаем, несмотря на всю его очевидность. Для нас это „что-то" означает внезапные колоссальные биологические и физические изменения в мире, который поддерживает нашу жизнь».

Ввиду этих и связанных с ними проблем историк Пардон Тиллингхаст говорит: «Направления, в которых движется общество, бесконечно усложнились, и для многих из нас это оборачивается ужасающими дилеммами. Могут ли профессиональные историки предложить запутавшимся людям какой-то выход? Похоже, нет».

Специалисты в области истории могут и не знать, что делать или что посоветовать, но эти вопросы нисколько не затруднят нашего Создателя. В Библии он предсказал, что в последние дни мир будет переживать «времена тяжкие» (2 Тимофею 3:1—5). Однако Бог не только предсказал это, он сделал то, что не под силу никому из историков, а именно указал выход из создавшегося положения. Об этом и пойдет речь в следующей статье.


Библия. Достоверная история?


Они осуждали правителей. Они обличали священников. Они порицали народ за нечестие. Более того, они во всеуслышание заявляли о своих ошибках и грехах. Они становились жертвами травли и гонений, а некоторых из них убили за то, что они говорили и писали правду. О ком идет речь? О библейских пророках, многие из которых участвовали в написании Библии (Матфея 23:35—37).


Пейдж Смит пишет в своей книге «Историк и история»: «[Евреи] были в равной степени безжалостны к своим героям и к своим недругам, к самим себе и к своим врагам, ведь они писали под неусыпным взором Бога и, лукавя, все равно ничего бы не выгадали и очень многое потеряли бы» («The Historian and History»). Смит писал также, что «на фоне скучнейших летописей воинственных царей Сирии и Египта повествование о скорбях и победах избранного Богом народа... представляется увлекательным рассказом. Еврейские летописцы открыли один из наиболее существенных элементов истории: она делается реальными людьми с их недостатками и пороками».


Те, кто писал Библию, были скрупулезно точны. Проанализировав Библию с точки зрения истории и археологии, автор Вернер Келлер сказал во вступлении к книге «Библия как история»: «Достоверных и тщательно проверенных фактов на сегодняшний день собрано столько... что меня не покидает мысль: а все-таки Библия права!» («The Bible as History»).


Динамичная и весьма поучительная история


Большинство писавших Библию были людьми простыми: земледельцами, пастухами, рыбаками. Однако то, что они написали в течение примерно 1600 лет, оказало влияние на большее число людей, чем какие-либо другие произведения, древние или современные. Более того, на Священное Писание нападали со всех сторон, но безрезультатно (Исайя 40:8; 1 Петра 1:25). Сегодня Библию можно читать — целиком или частично — примерно на 2200 языках. На такое количество языков не переведена ни одна другая книга! Почему Библия так выделяется на общем фоне? Ответить на этот вопрос помогают следующие выдержки:

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тимофею 3:16, 17).

«А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Римлянам 15:4).

«Все это происходило с ними [израильтянами], как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Коринфянам 10:11).


Да, поскольку Библия вдохновлена свыше и содержит повествование о реальных людях — из которых одни угождали Богу, а другие нет,— она стоит выше всех остальных книг. Это отнюдь не бездушный перечень того, что можно и чего нельзя, и не сборник детских сказок. В написании Библии Бог задействовал людей, но от этого она только выиграла: она обрела теплоту, которая затрагивает сердца уже многих поколений читателей. Археолог Уильям Олбрайт сказал: «Содержащиеся в Библии сведения нравственного и духовного плана, которые составляют уникальное откровение от Бога, переданное посредством человеческого опыта, сегодня не менее верны, чем две-три тысячи лет назад».


Чтобы увидеть непреходящую актуальность Библии, давайте вернемся к истокам человеческой истории — о которых нам может рассказать только Библия — и обратим внимание на некоторые из основных уроков, содержащихся в книге Бытие.



Своевременные уроки из древнего источника


Книга Бытие среди прочего проливает свет на начало существования человечества, она открывает имена наших прародителей. Никакой другой исторический труд не содержит столь конкретной информации на этот счет. Кто-то спросит: «А зачем нам сегодня знать имена далеких предков?» Эти сведения очень ценны, так как открывая, что все люди — независимо от цвета кожи, племенной или национальной принадлежности — происходят от общих прародителей, книга Бытие лишает основания расизм (Деяния 17:26).


Кроме того, Бытие также содержит руководство морального плана. В этой книге рассказывается о Содоме, Гоморре и их окрестных городах, которые Бог уничтожил за грубые сексуальные извращения их жителей (Бытие 18:20—19:29). В послании Иуды в седьмом стихе говорится: «Содом и Гоморра и окрестные города... блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример [«как предостережение», НМ]». Жители Содома и Гоморры не получили от Бога нравственных законов, однако у них, как и у всех людей, была данная Богом совесть. Поэтому Бог был вправе призвать их к ответу за их дела (Римлянам 1:26, 27; 2:14, 15). Так и в наше время Бог призовет всех людей к ответу за их дела независимо от того, признают они его Слово, Библию, или нет (2Фессалоникийцам 1:8, 9).


Исторический урон выживания

В Риме есть арка Тита, на которой изображено, как римские солдаты уносят священные сосуды из иерусалимского храма после разрушения города в 70 году н.э. Погибло более миллиона евреев. Христиане же остались в живых, поскольку повиновались предостережению Иисуса: «Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что это дни отмщения» (Луки 21:20—22).


Это не просто события древней истории: некоторые аспекты бедствия, постигшего Иерусалим, пророчески указывали на бедствие, или «скорбь», которая вскоре охватит весь мир. И снова погибнут не все. Те, кто останется в живых, названы «великим множеством людей... из всех племен, и колен, и народов, и языков». Они «придут от великой скорби» благодаря вере в пролитую кровь Иисуса, а эта вера прочно основана на библейской истории и пророчествах (Откровение 7:9, 14).


История, которая никогда не повторится

«Содержащиеся в Библии сведения нравственного
и духовного плана…сегодня не менее верны,
чем две-три тысячи лет назад»
(Уильям Олбрайт, археолог)

Мы живем во время господства Англо-Американской мировой державы — последней державы, о которой говорится в библейском пророчестве. Судя по тому, что происходило с предыдущими мировыми державами, эта тоже придет к концу. Но как? Согласно Библии совсем не так, как ее предшественницы. Вот что в книге Даниила 2:44, где предсказываются события 1914 года, говорится о господствующих в то время державах, или «царствах»: «Во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно».


Да, Царство Бога — его небесное правительство, возглавляемое Иисусом Христом,— не оставит и следа от жестокого человеческого правления. Это произойдет во время Армагеддона — апогея упомянутой выше «великой скорби». После этого Царство «не будет передано другому народу», то есть его уже никогда не свергнут и не переизберут. Владычество его будет распространяться «до концов земли» (Псалом 71:8).


Наконец разорвется круг беспощадного господства ложной религии, угнетающей политики и жадной коммерции. В Псалме 71:7 дается обещание: «Во дни его процветет праведник и будет обилие мира, доколе не престанет луна». На земле будет царить не гордость и эгоизм, а любовь, которая является главнейшим качеством Бога (1 Иоанна 4:8). Иисус сказал: «Любите друг друга». По этому поводу историк Вил Дюрант заметил: «Главный урок, который я извлек для себя из истории, совпадает с тем, чему учил Иисус. [...] Нет ничего практичнее любви».


Любовь Бога к людям побудила его вдохновить Библию. Только она действительно освещает прошлое, настоящее и будущее. Почему бы и вам не выделить какое-то время на изучение Библии и не принять ее весть, несущую жизнь? Чтобы у вас была такая возможность, Свидетели Иеговы, повинуясь повелению Иисуса Христа, делятся «благой вестью о Царстве» со своими ближними. Вскоре эта благая весть перестанет быть только пророчеством и станет живой историей (Матфея 24:14, СоП-современный перевод).


Крутий Анатолий – Свидетель Иеговы, Украина












4/07/2007
06:59:38

Имя и E-mail авторов

Комментарии к данной теме

Дата публикации


Добавьте комментарий (не более 50 комментариев)

Автор(Аноним - по умолчанию):

Email:

Уведомлять по Email? Когда будет получен ответ:Да Нет

Название:

Содержание:*




Рейтинг@Mail.ru