Форум научно-технического портала WWW.NTPO.COM

WWW.NTPO.COM

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ФОРУМ НЕЗАВИСИМОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОРТАЛА
ТАЙНЫ ЗЕМЛИ



Тематика форума

- Тайны Земли -

на главную подраздела

Имя и E-mail автора

Название и содержание темы форума

Дата публикации

Анатолий Крутий

Название: УЧИМСЯ ЛИ МЫ НА ОПЫТЕ ПРОШЛОГО?
Содержание:
«Несмотря на все научные достижения, люди остались, по сути, такими же, как и две тысячи лет назад; значит, нам еще надо учиться извлекать пользу из опыта прошлого» (Кеннет Кларк, «Civilisation—A Personal View»)
За истекшие века в области науки, несомненно, было сделано немало выдающихся открытий. Благодаря этому, как отмечается в журнале «Тайм», «сегодня уровень жизни миллионов людей небывало высок». Некоторые из наиболее значительных успехов были достигнуты в сфере медицины. По словам историка Зоэ Ольденбурга, в средние века «лечили примитивными и жестокими методами... Врач мог запросто лишить больного жизни, вместо того чтобы его вылечить».

Нежелание учиться

Люди порой отказываются учиться на ошибках прошлого. К примеру, в XIX веке многие врачи не желали признать, что сами заражают своих пациентов, хотя факты были налицо. Они по-прежнему применяли опасные методы и не мыли руки, переходя от одного больного к другому.

Тем не менее наука и техника продолжали развиваться. Казалось бы, опыт прошлого должен был научить людей тому. как сделать мир счастливее и безопаснее. Но этого не произошло.

Достаточно вспомнить Европу XVII века. То время принято называть эпохой просвещения и разума. Но, как заметил Кеннет Кларк, «несмотря на небывалый расцвет науки и искусства, не прекращались бессмысленные гонения и кровопролитные войны, невиданные по своей жестокости».

В наше время люди по-прежнему не желают учиться на ошибках прошлого. В результате сегодня над всем человечеством нависла угроза уничтожения. По мнению публициста Джозефа Нидхема, опасность крайне велика, и «нам остается лишь надеяться на лучшее и уповать на то, что какие-нибудь фанатики не пустят в ход средства, способные погубить все живое на земле».
Почему человечество, обладающее обширными знаниями и огромным творческим потенциалом, погрязло в насилии и жестокости? Есть ли надежда на изменения к лучшему? Ответы на эти вопросы вы найдете в следующих двух статьях.

Народы по прежнему игнорируют уроки прошлого

«Если бы люди были готовы учиться у истории, чему только она не научила бы нас! Но Страсти и Партии ослепляют нас, а Опыт, подобно фонарю на корме корабля, освещает лишь пройденный нами путь!»
(Сэмюэл Тейлор Колридж).

Справедливо ли, по- вашему, это высказывание английского поэта Сэмюэла Колриджа? Не можем ли и мы быть настолько ослеплены, страстно отстаивая какую-либо идею, что повторим ошибки прошлых поколений?

Крестовые походы

Вспомним, к примеру, что происходило во времена крестовых походов. В 1095 году папа Урбан II призвал «христиан» отвоевать у мусульман так называемую Святую землю. Во всех подвластных папе государствах на его призыв откликнулись короли, феодалы, рыцари и простолюдины. По словам одного средневекового историка, «едва ли нашелся бы среди правоверных христиан» тот, кто не поспешил поддержать это «святое» дело.

По словам историка Зоэ Ольденбург, большинство участников этих походов были «абсолютно убеждены в том, что, став крестоносцами, они служат самому Богу» и выступают в роли «ангелов, губящих детей дьявола». Как отмечает писатель Брайен Мой-нахан, они также верили, что «все погибшие получат на небесах венец мученика».

Крестоносцам, вероятно, было невдомек, что подобные надежды питали и их противники. Воины-мусульмане, как сказано в «Краткой всемирной истории» Джона Робертса, тоже нисколько не сомневались в том, что сражаются во имя Бога и что, «пав в бою от руки неверного, они попадут в рай» на небеса («Shorter History of the World»).

Каждой из сторон внушали, что она борется за правое дело и что война эта одобряется и благословляется Богом. Религиозные и политические руководители всячески укрепляли в этом убеждении тех, кто был им подвластен, и умело манипулировали их чувствами. Обе стороны действовали с ужасающей жестокостью.


Кто совершал зверства?

Кто же совершал такие зверства? В основном самые обычные люди, по сути ничем не отличающиеся от наших современников. Несомненно, многие из них были исполнены самых благих намерений и движимы искренним желанием покончить с царившей вокруг несправедливостью. Похоже, у этих людей чувства взяли верх над разумом, и они не понимали, что их борьба за «справедливость» лишь умножает беззаконие и приносит страдания тысячам ни в чем не повинных мужчин, женщин и детей, которые оказались на охваченных войной территориях.

Сколько раз на протяжении истории события разворачивались по тому же сценарию! Разве харизматические лидеры не втягивали миллионы людей в беспощадные и кровопролитные войны против своих религиозных и политических противников,— миллионы людей, которым бы самим и в голову не пришло поступать подобным образом? Враждующие стороны слышали призывы сражаться с оружием в руках, а также заверения в том, что с ними Бог. Таким образом санкционировалось жестокое подавление политического и религиозного инакомыслия. Этот прием входил в арсенал средств, которые многие века с успехом применяли тираны для продвижения своих интересов. К нему, по словам Мойнахана, «прибегали идейные вдохновители Холокоста и современных этнических чисток — и он неизменно срабатывал, как и в случае с первым крестовым походом».

«Сегодня здравомыслящие люди не позволят так манипулировать собой,— возможно, возразите вы.— Ведь мы стоим на более высокой ступени развития!» Но разве история чему-то научила людей? Возьмется ли кто-то это утверждать, если окинет мысленным взором события минувшего столетия?


Первая мировая война

События Первой мировой войны разворачивались по тому же образцу, что и крестовые походы. По мнению Робертса, «один из парадоксов 1914 года заключается в том, что огромное количество людей из всех стран,— людей разной политической ориентации, религии и происхождения по своей воле и желанию пошли на войну»

Почему же несметное число самых обычных людей «по своей воле и желанию пошли на войну»? Они, как и их предшественники, добровольно бравшие в руки оружие, стали жертвой популярных философских учений того времени, под влиянием которых сформировались их взгляды и устремления. Некоторые, возможно, и стремились к высоким идеалам — к свободе и справедливости, однако основным мотивом для многих служила самонадеянная убежденность в превосходстве своей нации и в ее праве господствовать над всеми остальными.

Им внушили мысль, что война, или борьба,— это нормальное явление, своего рода «биологическая потребность». Как отмечает публицист Фил Уильяме, «социальный дарвинизм» учил, к примеру, тому, что борьба — вполне приемлемый способ «искоренения видов, не заслуживающих жизни».

Каждый, конечно же, считал, что борется за правое дело. И к чему это привело? По словам историка Мартина Гильберта, «во время Первой мировой войны те, кто стоял у власти, разжигали пламя расизма, патриотизма и насаждали культ военной мощи», и люди слепо шли за ними. Экономист Джон Кеннет Гэлбрейт во время той войны был еще ребенком и жил в Канаде, в сельской местности. Он вспоминает, что тогда все вокруг говорили о «совершеннейшей бессмысленности войны в Европе» и наивно полагали, что «здравомыслящие люди... не поддадутся такому безумию». Однако они поддались, как уже неоднократно случалось в истории. Какими были последствия? Около 60000 канадских солдат оказались в числе тех 9 миллионов военнослужащих, которые погибли в отвратительной кровавой бойне, известной как Первая мировая война.


История ничему не научила людей

В течение следующих двух десятилетий, с появлением фашизма и нацизма, события стали снова развиваться по отработанному сценарию. Фашисты, стали снова развиваться по отработанному сценарию. Фашисты, как отмечает Хью Перселл, пустили в ход «традиционные средства пропаганды — мифы и символику, создавая настроение массовой истерии». Особенно мощным идеологическим оружием служило сочетание религии и политики, например молитвы о том, чтобы Бог благословил их войска.

«Искусным манипулятором массового сознания и блестящим оратором» был Адольф Гитлер. Как отмечает в своей книге Дик Гири, Гитлер, подобно многим демагогам прошлого, считал, что «основным рычагом воздействия на людей является не разум, а их чувства» («Hitler and Nazism»). Зная людские слабости, он умело применял испытанный веками прием: разжигал в них ненависть к общему «врагу». Так, по словам Перселла, «страхи и недовольства немцев [Гитлер] направил против евреев». Он поливал их грязью, говоря, что «евреи растлевают немецкую нацию».

Анализируя события тех лет, мы с ужасом сознаем: который раз миллионы, казалось бы, порядочных людей были втянуты в кровавую бойню! «Как случилось, что народ, считавшийся цивилизованным, не просто допустил ужасающие зверства со стороны нацистского государства, а стал их участником?» — спрашивает Гири. Нельзя не отметить, что эта страна считалась не только «цивилизованной», но и христианской. Однако люди учениям Иисуса Христа предпочли человеческие измышления и философские теории. Как это ни печально, но с тех пор еще немало честных, стремящихся к высоким идеалам мужчин и женщин вовлекалось в жестокие злодеяния.

Немецкий философ Георг Гегель сказал: «Опыт и история учат, что народы и правительства ничему не научились из истории и никогда не действовали согласно поучениям, которые можно было бы извлечь из нее». Хотя многие не разделяют мировоззрение Гегеля, наверное, мало кто возьмется оспорить это его утверждение. Увы, люди крайне редко выносят какие-либо уроки из событий прошлого. Но стоит ли нам повторять ту же ошибку?

Один из уроков истории состоит в следующем: если мы хотим избежать бедствий, постигших прошлые поколения, нам нужно руководствоваться в жизни чем-то намного более надежным, чем сомнительные человеческие философии. Но на чем тогда должно строиться наше мировоззрение? Более чем за тысячу лет до начала крестовых походов ученики Иисуса Христа показали, какой линии поведения следует придерживаться христианину, да и любому здравомыслящему человеку. Давайте разберемся, что помогало им оставаться в стороне от кровопролитных столкновений. Есть ли основания надеяться, что их пример чему-то научит современные народы и позволит им избежать конфликтов? Каким образом, независимо от избранного народами пути, Бог положит конец всем человеческим страданиям?


Чему учит нас пример первых христиан


«Смотрите, как бы не нашелся тот, кто завладел бы вами, как добычей, через философию и пустой обман по традициям человеческим, по принципам этого мира, а не по Христу»
(Колоссянам 2:8).

Так в первом веке апостол Павел предупреждал христиан об опасности слепого доверия к традициям и философским учениям. Христиане стояли перед выбором: следовать верным путем, указанным Иисусом и апостолами, учениям, которые уже принесли им немало пользы, или стать жертвой сомнительных и зыбких теорий, которые миллионам людей принесли беды и страдания (1 Коринфянам 1:19—21; 3:18—20).

Жить «по Христу»

Люди, участвовавшие в крестовых походах около тысячи лет тому назад, не понимали, что жить «по Христу» означает гораздо больше, чем просто заявлять о своей преданности ему (Матфея 7:21—23). Нужно во всем придерживаться учений Иисуса Христа, которые изложены в Слове Бога — Библии (Матфея 7:15—20; Иоанна 17:17). Иисус Христос говорил: «Если вы пребываете в слове моем, то вы действительно мои ученики» и «По тому узнают все, что вы мои ученики, если между вами будет любовь» (Иоанна 8:31; Иоанна 13:35).

По сути, крестоносцы поддались «пустому обману по традициям человеческим». Стоит ли удивляться тому, что простые люди были введены в заблуждение, ведь даже их духовные наставники, сами епископы, «прослыли людьми воинственными»? В «Энциклопедии библейской, теологической и церковной литературы» Мак-клинтока и Стронга говорится: «Среди духовенства настолько развился воинственный дух, что оно всегда готово было взять в руки оружие, если это сулило какую-то выгоду» («Cyclopedia of Biblical, Theological, and Ecclesiastical Literature»).

Что было причиной этому? После смерти апостолов Христа руководители вероотступнической церкви стали все больше отклоняться от его учений, как и было предсказано в Слове Бога (Деяния 20:29, 30). Церковь, которая в моральном отношении оказалась изменницей, все больше сближалась с государством. В IV веке римский император Константин, как принято считать, перед смертью обратился в христианство. После этого, согласно вышеупомянутой энциклопедии, «на знаменах вместо языческих символов появился Крест, что налагало на каждого христианина обязанность служить в армии».

На самом деле у христиан такой обязанности не было. Но, обманутые «убедительными доводами» человеческой философии, они пренебрегли всем тем, чему учил Христос (Колоссянам 2:4). Некоторые из таких хитроумных доводов уже долгое время служат оправданием войн и конфликтов. Однако, как отмечается в той же энциклопедии, «невозможно даже представить», чтобы гуманный или благочестивый человек участвовал в «зверской бойне, какие не прекращаются с древних времен до сего дня», ведь это «никак не вяжется с христианскими принципами».

Представители нехристианских религий тоже уже многие века участвуют в войнах и точно так же, как члены христианских церквей, убивают единоверцев и других верующих из-за национальных, политических и религиозных разногласий. Они тоже пытались обратить других в свою веру не только угрозами, но и мечом. Ради достижения своих целей они не раз ввязывались в жестокие кровопролития. И в этом нехристианские религии ничем не отличаются от так называемых христианских.


Не от мира

Благодаря чему первые христиане держались в стороне от политической жизни и кровопролитных войн? Им помогли два важных принципа. Первый из них отражен в словах Иисуса, сказанных Петру, когда апостол бросился защищать его с мечом в руках: «Возврати меч свой на место, потому что все, кто возьмут меч, от меча и погибнут» (Матфея 26:52). Второй принцип явствует из ответа Иисуса Пилату на его вопрос о царской власти: «Царство мое не от этого мира. Если бы царство мое было от этого мира, то мои служители боролись бы, чтобы я не был отдан иудеям. Но нет, царство мое не отсюда» (Иоанна 18:36).


Как первые христиане применяли эти принципы? Они оставались полностью отделенными от мира, избегая всего, что касалось политики или войны (Иоанна 15:17—19; 17:14—16; Иакова 4:4). Они отказывались брать в руки оружие. История свидетельствует о том, что первые христиане держались в стороне от еврейских освободительных движений и не вступали в римскую армию. Однако они не пытались указывать политикам, как поступать: это входило в компетенцию тех, кто стоял у власти (Галатам 6:5). Во II веке Юстин Мученик писал, что христиане «перековали... мечи свои на орала» (Михей 4:3). К тем, кто критиковал позицию христиан, Тертуллиан обратился с таким вопросом: «Неужели можно утверждать, будто сражаться с мечом в руках — это законный вид деятельности, когда Господь сказал, что каждый взявшийся за меч от меча погибнет?»



«Подчиняться Богу как правителю, а не людям»

Отказываясь воевать, первые христиане навлекали на себя немало бед, так как их позиция противоречила взглядам того времени. Цельс, противник христиан, осмеивал их. По его мнению, каждый обязан был идти на войну, если того требовала власть. Невзирая на крайнюю враждебность окружающих, первые христиане не шли у них на поводу и не следовали традициям, которые противоречили учениям Христа, говоря: «Мы должны подчиняться Богу как правителю, а не людям» (Деяния 4:19; 5:29).

Именно такому примеру следуют Свидетели Иеговы. В нацистской Германии они решительно отказывались участвовать в кровопролитных военных походах Гитлера. Они готовы были скорее терпеть жестокие гонения или даже пойти на смерть, чем нарушить христианский принцип нейтралитета. Как известно, за их верность библейским принципам «половину из них [нацисты] бросили в тюрьму и четверть казнили» («Of Gods and Men»). Они готовы были скорее умереть сами, чем лишать жизни других. Поэтому из десятков миллионов погибших во время Второй мировой войны ни один человек не был убит Свидетелем Иеговы.


Чему можем научиться мы

Чему учит нас история? Один из ее уроков состоит в следующем: философские учения и идеологии — постоянный источник вражды и войн между народами. Как справедливо замечено в Екклесиаста 8:9, «человек властвует над человеком во вред ему». Причина этого объяснена в Иеремии 10:23: «Не в воле человека путь его... Не во власти идущего давать направление стопам своим». Человек создан таким образом, что без Бога настоящего благополучия ему не достичь. И доказательством тому служит вся история человечества.

Никто из нас не в силах сделать так, чтобы стоящие у власти не повторяли трагических ошибок прошлого. Мы не уполномочены навязывать им тот или иной образ действия. Но надо ли нам ввязываться в конфликты между ними, становясь их соучастниками? Вот что сказал Иисус Христос о своих последователях: «Они не от мира, как и я не от мира» (Иоанна 17:14). Чтобы оставаться в стороне от конфликтов этого мира, нам нужно руководствоваться Словом Бога, Библией, а не зыбкими философскими взглядами людей (Матфея 7:24—27; 2 Тимофею 3:16, 17).


Прекрасное будущее


Слово Бога заслуживает полного доверия, оно не только проливает свет на прошлое и настоящее, но и служит надежным путеводителем (Псалом 118:105; Исаия 46:9—11). Оно открывает намерения Бога в отношении нашей планеты. Наш Создатель не позволит, чтобы люди уничтожили ее, безрассудно пользуясь тем огромным научным и техническим потенциалом, которым они располагают. Бог непременно исполнит свой первоначальный замысел, и наша планета станет раем (Луки 23:43).

В Слове Бога об этом говорится так: «Праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней; а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее» (Притчи 2:21,22). Это произойдет очень скоро, поскольку трудные времена, в которые мы живем, свидетельствуют о том, что наступили «последние дни» нечестивого мира (2 Тимофею 3:1—5, 13).
Эти последние дни не будут длиться долго — они уже истекают. В библейском пророчестве сказано: И мир проходит, и желания его, а исполняющий волю Бога пребывает вечно» (1 Иоанна 2:17; Даниил 2:44). Скоро Бог «погубит губящих землю», и на смену старому миру, полному насилия, придет новый, в котором «будет обитать праведность» (Откровение 11:18; 2 Петра 3:10—13). Тогда тем, кто останется жить, Бог «отрет... всякую слезу с их [людей] глаз, и смерти уже не будет, ни скорби, ни вопля, ни боли уже не будет» (Откровение 21:1—4). Войны и насилие станут делом прошлого, поскольку в полной мере сбудется обещание Бога, записанное в Исайи 2:4: «Перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». Вы тоже можете увидеть это прекрасное вечное будущее, если захотите учиться на опыте прошлого (Иоанна 17:3).



















4/07/2007
06:57:37

Имя и E-mail авторов

Комментарии к данной теме

Дата публикации


Добавьте комментарий (не более 50 комментариев)

Автор(Аноним - по умолчанию):

Email:

Уведомлять по Email? Когда будет получен ответ:Да Нет

Название:

Содержание:*




Рейтинг@Mail.ru